Проблемная ситуация: Основные производственные
подразделения организации расположены в районе Крайнего Севера.
1. Являются ли нижеуказанные перечни
документов полными для подтверждения расходов на оплату
проезда для целей исчисления налога на прибыль в следующих ситуациях:
а) работник приобретает электронный
пассажирский билет через Интернет, при этом платеж за указанный билет
производится при помощи платежной карты через Интернет.
В подтверждение расходов работник
представляет работодателю следующие документы:
- маршрут/квитанцию, оформленную не на
бланке строгой отчетности;
- посадочный талон;
- справку банка о движении денежных
средств со своего счета, заверенную печатью банковского учреждения с подписью
уполномоченных лиц;
б) работники, являющиеся супругами,
каждый из которых имеет право на оплачиваемый проезд, оплачивают приобретенные
электронные авиабилеты посредством платежной карты одного из супругов.
В подтверждение расходов работники
представляют работодателю следующие документы:
- маршрут/квитанцию, оформленную не на
бланке строгой отчетности, на каждого из супругов;
- посадочный талон каждого из супругов;
- справку банка о движении денежных
средств со счета супруга, уплатившего при помощи своей платежной карты за
билеты, заверенную печатью банковского учреждения с подписью уполномоченных
лиц;
- договор поручения между супругами и
расписку, составленную между супругами в свободной письменной форме;
- копию свидетельства о заключении брака.
2. В коллективном (трудовом) договоре не
предусмотрены размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с
переездом работника к новому месту жительства в другую местность. Железная
дорога в данной местности отсутствует, и транспортировка багажа осуществляется
морским или речным путем.
В каком размере организации следует
относить на расходы в целях исчисления налога на прибыль стоимость провоза
багажа - в размере минимальной стоимости авиабилета или в размере минимальной
стоимости провоза авиатранспортом 5 тонн груза, учитывая тот факт, что
указанные стоимости различны?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/59
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета затрат
на оплату транспортных расходов работников организаций, расположенных в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и сообщает следующее.
1. В соответствии с п.
1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми
в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором). Расходами
признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с п.
7 ст. 255 Кодекса для целей налогообложения прибыли учитываются фактические
расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на
иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и
обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке,
предусмотренном действующим законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в
порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций.
В случае оформления проездных документов
электронными пассажирскими билетами необходимо руководствоваться следующим.
Пунктом 2 Приказа
Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного
пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации"
установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной
квитанции должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой
отчетности пассажирском билете и багажной квитанции или дополнительно к оформленной
не на бланке строгой отчетности маршрут/квитанции должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный
на утвержденном бланке строгой отчетности или оформленный посредством
контрольно-кассовой техники (чек).
Таким образом, при приобретении
работником авиабилета, оформленного в бездокументарной форме, - электронной
маршрут/квитанции электронного пассажирского билета (электронного авиабилета)
для поездок на территории Российской Федерации и за рубеж подтверждающими документами
являются в части:
а) произведенных расходов по оплате:
- чек контрольно-кассовой техники;
- слипы, чеки электронных терминалов при
проведении операций с использованием банковский карты,
держателем которой является подотчетное лицо;
- подтверждение кредитного учреждения, в
котором открыт подотчетному лицу банковский счет, предусматривающий совершение
операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате
электронного авиабилета;
- или другой документ, подтверждающий
произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой
отчетности;
б) факта произведенной перевозки:
- распечатка электронного документа -
электронная маршрут/квитанция электронного пассажирского билета (электронного
авиабилета) на бумажном носителе с одновременным представлением посадочного
талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном
авиабилете маршруту.
2. На основании п. 12.1
ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относится, в частности, стоимость
проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не более
5 тонн на семью по фактическим расходам, но не выше тарифов, предусмотренных
для перевозок железнодорожным транспортом работнику организации, расположенной
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в случае отсутствия
железной дороги указанные расходы принимаются в
размере минимальной стоимости проезда на воздушном транспорте), и членам его
семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с
расторжением трудового договора с работником по любым основаниям, в том числе в
случае его смерти, за исключением увольнения за виновные действия.
Таким образом, работнику организации,
расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при
переезде к новому месту жительства законодательством гарантировано возмещение
расходов не только по проезду самого работника и членов его семьи, но и
возмещение расходов по провозу багажа из расчета не более 5 тонн на семью.
Учитывая изложенное, считаем, что в
случае отсутствия в данной местности железной дороги при переезде работника к
новому месту жительства на расходы для целей исчисления налога на прибыль
следует относить затраты на провоз багажа в размере минимальной стоимости
перевозки 5 тонн груза авиатранспортом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
10.02.2010