Проблемная ситуация: Федеральным законом от 28.11.2009
N 289-ФЗ уточнены требования к применению кассовой техники при осуществлении
деятельности по приему платежей физических лиц, а также продлен до 1 апреля
2010 г. срок оснащения платежных терминалов кассовой техникой. При определении
указанного срока была учтена позиция Федеральной налоговой службы, в
соответствии с которой регистрация кассовой техники владельцев терминалов будет
осуществлена в минимальный срок, позволяющий субъектам предпринимательской
деятельности исполнить требования законодательства.
Однако в настоящее время платежные агенты
- владельцы платежных терминалов при оснащении терминалов кассовой техникой
столкнулись с отказами в регистрации приобретенной ими кассовой техники
налоговыми органами. В частности, предъявляется большое количество
дополнительных требований к регистрируемой кассовой технике, не предусмотренных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470 и
Приказом Минфина России от 10.03.2009 N 19н.
Каков исчерпывающий перечень
установленных действующим законодательством оснований для отказа налоговыми
органами в регистрации кассовой техники для платежных терминалов? Правомерно ли
принятие и применение уже принятых налоговыми органами актов, расширяющих
перечень дополнительными основаниями, по которым налоговые органы вправе
отказать в регистрации кассовой техники для платежных терминалов?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 февраля 2010 г. N 01-02-03/03-41
Министерство финансов Российской Федерации
в связи с обращением о применении контрольно-кассовой техники в платежных
терминалах сообщает следующее.
В соответствии п.
12 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по
приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее
- Федеральный закон N 103-ФЗ) платежный агент при приеме платежей обязан
использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной
лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
В соответствии со
ст. 8 Федерального закона N 103-ФЗ до 1 января 2014 г. при приеме платежей
может применяться любая контрольно-кассовая техника, включенная в
Государственный реестр контрольно-кассовой техники до дня вступления в силу
Федерального закона N 103-ФЗ, в том числе не соответствующая требованиям
Федерального закона N 103-ФЗ, при условии ее регистрации платежным агентом в
налоговых органах до 1 января 2011 г.
В соответствии с п.
1.1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая
техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и
банковским платежным агентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными
агентами, должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета
налогоплательщика с указанием адреса
места ее установки в составе платежного терминала или банкомата.
Пунктом 15
Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой
организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение о
регистрации ККТ), и п. 27 Административного регламента исполнения Федеральной
налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном
порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и
индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской
Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.03.2009 N 19н (далее -
Административный регламент), предусматривается, что для регистрации
контрольно-кассовой техники пользователь (уполномоченное лицо) (по месту учета
организации, месту нахождения обособленного подразделения, месту жительства
индивидуального предпринимателя) представляет в налоговый орган следующие
документы:
- заявление о регистрации контрольно-кассовой
техники;
- паспорт контрольно-кассовой техники,
подлежащей регистрации;
- договор о технической поддержке,
заключенный пользователем и поставщиком (или центром технического обслуживания)
контрольно-кассовой техники.
Административным регламентом установлен
следующий перечень оснований для неисполнения государственной функции по
регистрации контрольно-кассовой техники:
- представление неполного комплекта
необходимых документов, а также документов, оформленных в неустановленном
порядке, при условии неустранения пользователем
указанных недостатков;
- предъявление для регистрации модели
контрольно-кассовой техники, не включенной в Государственный реестр
контрольно-кассовой техники или исключенной из Государственного реестра
контрольно-кассовой техники;
- истечение нормативного срока
амортизации ранее применявшейся контрольно-кассовой техники, исключенной из
Государственного реестра контрольно-кассовой техники;
- предъявление контрольно-кассовой
техники, находящейся в розыске;
- обнаружение неисправности
контрольно-кассовой техники, отсутствие марки-пломбы, идентификационного знака,
а также средств визуального контроля (знаков "Государственный реестр"
и "Сервисное обслуживание");
- отсутствие заключенного договора о
технической поддержке контрольно-кассовой техники между пользователем и
поставщиком или центром технического обслуживания;
- представление при перерегистрации
контрольно-кассовой техники чеков, контрольных лент и фискальных отчетов, не
соответствующих техническим требованиям к контрольно-кассовой технике или
отпечатанных в нефискальном режиме.
Перечень документов, подлежащих
представлению в налоговый орган в целях регистрации контрольно-кассовой
техники, и перечень оснований для неисполнения государственной функции - регистрации
контрольно-кассовой техники, предусмотренные указанными нормативными актами,
являются исчерпывающими и не предполагают установления дополнительных условий
регистрации контрольно-кассовой техники.
В соответствии с
действующим законодательством любая модель контрольно-кассовой техники
(контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью,
электронно-вычислительные машины, в том числе персональные,
программно-технические комплексы), включенная в Государственный реестр
контрольно-кассовой техники, может применяться при приеме платежей до 1 января
2014 г. при условии ее регистрации платежным агентом в налоговых органах до 1
января 2011 г.
Отказ в регистрации контрольно-кассовой
техники по основаниям, не предусмотренным в Положении о регистрации ККТ и
Административном регламенте, неправомерен.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
10.02.2010