Проблемная ситуация: 1. Согласно пп.
7 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты госпошлины освобождаются
организации и физические лица при подаче в суд жалоб на действия судебного
пристава- исполнителя. Освобождаются ли организации и
физические лица при подаче жалоб на бездействие судебного пристава-исполнителя
по исполнительному производству в рамках сроков, установленных Федеральным
законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"?
2. 29.08.2009 ИФНС довела до
собственников недвижимого имущества налоговые уведомления о необходимости
доплатить налог на имущество физических лиц дополнительно к ранее
представленным уведомлениям за 2008 и 2009 гг. Правомерно ли это действие со
стороны налоговой инспекции?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 февраля 2010 г. N 03-05-04-03/04
В связи с письмом Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
1. По вопросу освобождения от уплаты
государственной пошлины организаций или физических лиц при подаче в суды общей
юрисдикции жалоб на бездействие судебного пристава-исполнителя.
Согласно пп. 7
п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при
подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц,
государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан
или организаций, уплачивается государственная пошлина в размере 200 руб.
В соответствии с пп.
7 п. 1 ст. 333.36 Кодекса предусмотрено освобождение от уплаты государственной
пошлины при подаче жалоб на действия судебного пристава-исполнителя в суды
общей юрисдикции, а также к мировым судьям организаций и физических лиц.
При применении этой нормы необходимо
учитывать положения п. 10 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 25.05.2005 N 91, согласно которым в соответствии с ч. 2
ст. 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК
РФ) заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного
пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются. Упомянутая норма
АПК РФ не утратила юридической силы после введения в действие гл. 25.3 Кодекса,
о чем исходя из универсальности воли законодателя
свидетельствует содержание пп. 7 п. 1 ст.
333.36 Кодекса, предусматривающего освобождение от уплаты государственной
пошлины жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, направленных в суды
общей юрисдикции и мировым судьям.
Вместе с тем согласно п. п. 6 и 7 ст. 3
Кодекса акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы
таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы),
когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения,
противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в
пользу налогоплательщика (плательщика сборов),
Учитывая
изложенное, а также разнообразную практику применения судами указанной нормы
Кодекса, по мнению Департамента, государственная пошлина при подаче жалоб на
действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя в суды общей юрисдикции,
а также к мировым судьям уплачиваться не должна.
2. По вопросу о порядке исчисления налога
на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой
собственности нескольких физических лиц.
Федеральным законом от 28.11.2009 N
283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации" предусмотрено определение в качестве самостоятельного объекта
налогообложения по налогу на имущество физических лиц доли в праве общей
собственности на имущество, а также порядка исчисления инвентаризационной
стоимости доли (части) имущества, находящегося в общей долевой (совместной)
собственности. Указанная норма Федерального закона, вступившая в силу с 1 января
2010 г., распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
Вместе с тем в 2008 г. исчисление суммы
налога на имущество физических лиц должно было осуществляться налоговыми
органами исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения
(например, квартиры) и ставки налога, соответствующей полученной суммарной
инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Указанный порядок
исчисления налога на имущество физических лиц описан в Письме Минфина России от
21.04.2008 N 03-05-04-01/19.
Учитывая положения
Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ, после вступления его в силу на
основании п. 11 ст. 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1
"О налогах на имущество физических лиц" и ст. 78 Кодекса
налогоплательщики вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о зачете
(возврате) излишне уплаченной за 2009 г. суммы налога на имущество физических
лиц.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
11.02.2010