Проблемная ситуация: Сельскохозяйственные
производственные, снабженческо-сбытовые и кредитные кооперативы получают
субсидии в рамках целевого финансирования из бюджетов различных уровней, а
именно: кредитные сельскохозяйственные кооперативы получают субсидии на погашение
процентов по кредитам банков и субвенции на формирование целевого капитала и
фонда гарантий и поддержки сельскохозяйственных кооперативов, а
производственные и снабженческо-сбытовые кооперативы - на компенсацию части
затрат на производство сельскохозяйственной продукции, на страхование
сельскохозяйственных культур, на приобретение имущества и т.д.
Можно ли отнести субсидии к суммам
финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, выделяемым на
осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций?
Учитываются ли указанные субсидии
кооперативам в целях исчисления налога на прибыль?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/68
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях
налогообложения прибыли доходов в виде субсидий, поступивших из бюджетов
различных уровней, на осуществление деятельности сельскохозяйственных производственных
или снабженческо-сбытовых кооперативов и, исходя из содержащейся в письме
информации, сообщает следующее.
Положения ст. 251 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) содержат исчерпывающий перечень доходов,
признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями,
которые при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.
В соответствии с пп.
14 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не
учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках
целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования
относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по
назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого
финансирования или федеральными законами, в частности, в виде бюджетных
ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий
автономным учреждениям.
В соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса при
определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за
исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К
ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и
ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений
органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений
органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые
поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные
указанными получателями по назначению.
Понятие бюджетного учреждения дано в ст.
6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от
08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"
сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме сельскохозяйственного
производственного кооператива или сельскохозяйственного потребительского
кооператива. Таким образом, сельскохозяйственный кооператив не является
бюджетным учреждением.
Доходы организаций, не соответствующие
перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений),
применяемым в целях налогообложения прибыли, учитываются в порядке,
установленном гл. 25 Кодекса.
Полученные
сельскохозяйственными кооперативами средства в виде субсидий на покрытие
расходов, связанных с производством товаров (работ, услуг), не учитываются в
качестве средств целевого финансирования (пп. 14 п. 1
ст. 251 Кодекса) или в качестве целевых поступлений (п. 2 ст. 251 Кодекса),
поскольку целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя
бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с
определенными целями.
Факт получения организацией средств на
возмещение затрат либо не полученной от потребителей платы за оказанные услуги
сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии у организации
дохода (экономической выгоды) от реализации услуг.
Кроме того, в случае если субсидии на
возмещение затрат не учитываются в доходах в целях налогообложения прибыли, то
затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), осуществленные организацией,
не учитываются в расходах, признаваемых в целях налогообложения прибыли.
Таким образом, субсидии, полученные
организациями (кроме автономных учреждений) в порядке, предусмотренном ст. 78
Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях возмещения затрат или
недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров
(выполнением работ, оказанием услуг), учитываются при формировании налоговой
базы по налогу на прибыль организаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
12.02.2010