Проблемная ситуация: В соответствии
с учетной политикой банк при определении предельной величины процентов для
целей исчисления налога на прибыль использует ставку рефинансирования ЦБ
РФ.
В соответствии со
ст. 5 Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ в период приостановления
действия абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ с 1 августа по 31
декабря 2009 г. применяется предельная величина процентов, признаваемых
расходом, равная ставке рефинансирования, увеличенной в два раза, - при
оформлении долгового обязательства в рублях и 22 процентам - по долговым
обязательствам в иностранной валюте.
В течение августа -
декабря 2009 г. банк привлекал денежные средства юридических лиц в рублях на
срок свыше 1 года на условиях неизменности процентной ставки в течение всего
срока действия долгового обязательства по ставкам, равным предельным величинам
процентов, признаваемых расходом по налогу на прибыль (ставка рефинансирования
ЦБ РФ, действовавшая на дату привлечения денежных средств, увеличенная в два
раза).
Вправе ли банк в 2010 г. признавать
расходы в виде процентов, начисленных по указанным привлеченным средствам, в
полной сумме, то есть для расчета предельной величины процентов, признаваемых
расходом по налогу на прибыль, применять нормы законодательства, действовавшие
на дату привлечения денежных средств (ставка рефинансирования ЦБ РФ,
увеличенная в два раза)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 февраля 2010 г. N 03-03-06/2/29
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке определения
предельной величины процентов, признаваемых расходом, и сообщает следующее.
На основании п. 1 ст. 269 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под долговыми обязательствами
понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады,
банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.
Федеральным законом
от 19.07.2009 N 202-ФЗ установлено, что в период приостановления действия абз. 4 п. 1 ст. 269 Кодекса с 01.08.2009 по 31.12.2009 при
отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в
том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика
предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и
суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц),
принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской
Федерации, увеличенной в 2 раза, - при оформлении долгового обязательства в
рублях и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Федеральным законом от 27.12.2009 N
368-ФЗ с 1 января по 30 июня 2010 г. включительно приостановлено действие абз. 4 п. 1 ст. 269 Кодекса в отношении расходов в виде
процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г.
В период приостановления действия абз. 4 п. 1 ст. 269 Кодекса применяется предельная величина
процентов, признаваемых расходом, равная ставке рефинансирования Центрального
банка РФ, увеличенной в два раза, - при оформлении долгового обязательства в
рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Учитывая
изложенное, до 30 июня 2010 г. предельная величина процентов, признаваемых
расходом в целях налогообложения прибыли, принимается равной ставке
рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в два раза (при оформлении
долгового обязательства в рублях), и равной 15 процентам (при оформлении
долгового обязательства в иностранной валюте) - по долговым обязательствам,
возникшим до 1 ноября 2009 г.
По долговым
обязательствам, возникшим после 1 ноября 2009 г., предельный размер процентов,
учитываемых для целей налогообложения прибыли, принимается равным ставке
рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза (при оформлении
долгового обязательства в рублях), и равной 15 процентам (при оформлении
долгового обязательства в иностранной валюте).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
15.02.2010