Проблемная ситуация: ОАО является организацией,
включенной в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса РФ, -
головным исполнителем работ по государственному контракту в рамках
государственного оборонного заказа.
В собственности организации имеются
земельные участки, используемые для осуществления основной производственной
деятельности, а именно: производства продукции, выполнения работ и услуг для
нужд Минобороны России.
В соответствии с пп.
3 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельные участки, в
соответствии с законодательством Российской Федерации ограниченные в обороте,
предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, не
признаются объектом налогообложения по земельному налогу.
Согласно п. 2 ст. 93 Земельного кодекса
Российской Федерации в целях обеспечения обороны земельные участки могут
предоставляться для разработки, производства и ремонта вооружения, военной,
специальной, космической техники и боеприпасов.
В силу пп. 5 п.
5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся
в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для
обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, ограничиваются в
обороте.
Фактическое использование земельных
участков для ремонта военной техники подтверждается соответствующими лицензиями
и уставом организации.
Следовательно, деятельность организации
по выполнению работ и оказанию услуг для нужд Минобороны России непосредственно
связана с обеспечением обороны, и по смыслу указанных норм закона используемые
организацией земельные участки следует относить к
ограниченным в обороте по соответствующему основанию.
Из имеющихся у организации документов на
земельные участки (кадастровые паспорта, свидетельства о государственной
регистрации права собственности) следует, что данные участки относятся к землям
населенных пунктов. При этом в соответствии с действующим законодательством это
не влечет необходимости их перевода из земель населенных пунктов в земли
обороны, и такие земельные участки, в соответствии с п. 1 ст. 85 Земельного
кодекса Российской Федерации, могут относиться к территориальным зонам военных
объектов в составе земель населенных пунктов.
Имеются ли у организации основания для
освобождения от налогообложения земельным налогом земельных участков,
используемых для выполнения государственного оборонного заказа, производства
продукции, выполнения работ и услуг для нужд Минобороны России?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 февраля 2010 г. N 03-05-06-02/07
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о налогообложении
земельных участков, используемых обществом, и сообщает следующее.
В соответствии с пп.
3 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом
налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте
в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для
обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Согласно п. 2 ст. 93 Земельного кодекса
Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в целях обеспечения обороны
земельные участки могут предоставляться для разработки, производства и ремонта
вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов
(испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов).
При этом отмечаем, что на основании п. 5
ст. 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте земельные участки,
находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, если земельные участки
принадлежат организации на праве собственности, то такие земельные участки,
исходя из вышеназванного положения Земельного кодекса, не могут рассматриваться
как ограниченные в обороте.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
15.02.2010