Проблемная ситуация: Каковы причины увеличения в 2010
г. размеров государственной пошлины, в частности, за государственную
регистрацию транспортных средств?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 февраля 2010 г. N 03-05-04-03/07
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу увеличения в 2010
г. размеров государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных
средств и в пределах своей компетенции сообщает.
В соответствии с
Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части
первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации" с 1 января 2005 г. вступила в силу гл. 25.3
"Государственная пошлина" части второй Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс).
Главой 25.3 Кодекса
определены размеры государственной пошлины, взимаемой с физических лиц и
организаций, при их обращении в государственные органы, органы местного
самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в
соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными
актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически
значимых действий, предусмотренных указанной
главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями
Российской Федерации.
При этом, как правило, размеры
государственной пошлины являются фиксированными (установлены в рублях) и на
протяжении всего действия гл. 25.3 Кодекса не подлежали пересмотру.
В связи с
необходимостью создания дополнительного источника поступлений в бюджеты
бюджетной системы Российской Федерации, ростом среднего уровня цен на
потребительские товары Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ "О
внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона
"О сборах за выдачу
лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и
оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
внесены изменения в гл. 25.3 Кодекса, в частности, предусматривающие индексацию
размеров государственной пошлины.
Что касается
причины увеличения размеров государственной пошлины за государственную
регистрацию транспортных средств, то оно обусловлено тем, что, кроме
государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств, на
основании Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.1992 N 228
"О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в
Российской Федерации" взималась плата за выдачу и замену государственных
регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств,
водительских удостоверений,
талонов к ним и другой специальной продукции, а также прием экзаменов. В оплату
указанной продукции включались свободная отпускная цена изготовителя продукции
(с налогом на добавленную стоимость), затраты по ее транспортировке и хранению,
а также специальный сбор, связанный с осуществлением этой деятельности органами
внутренних дел, величина которого не должна была превышать одного процента
минимального годового размера оплаты труда.
Конституционный Суд Российской Федерации
в своем Определении от 01.03.2007 по делу N 326-О-П признал, что по буквальному
смыслу закона выдача водительского удостоверения приравнена к юридически
значимым действиям, следовательно, рассматривается законодателем как
охватывающая не только действие по передаче документа заинтересованному лицу,
но и действия по его изготовлению.
В связи с указанным Определением
Конституционного Суда Российской Федерации и отменой платы за выдачу и замену
государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных
средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной
продукции возникла необходимость в компенсации затрат, связанных с
изготовлением вышеназванной продукции.
Таким образом, вышеуказанные затраты были
учтены при определении размеров государственной пошлины за государственную
регистрацию транспортных средств.
Аналогичный подход, учитывающий величину
затрат, необходимых для осуществления юридически значимых действий, применялся
при установлении размеров государственной пошлины, определенных в Федеральном
законе от 27.12.2009 N 374-ФЗ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.02.2010