Текст письма опубликован
"Официальные документы"
(приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2010, N 11
Проблемная ситуация: Об упрощении налоговой отчетности
и повышении эффективности налогового администрирования.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 17 февраля 2010 г. N ШС-20-3/219
Федеральная налоговая служба рассмотрела
п. 7 предложений Российского союза промышленников и предпринимателей от
21.01.2010 N 55/07 (Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от
29.01.2010 N П13-2575) и сообщает следующее.
В качестве одной из мер, направленных на
налоговое стимулирование инновационной активности, Российским союзом
промышленников и предпринимателей названо упрощение налоговой отчетности и
повышение эффективности налогового администрирования со стороны государства.
ФНС России поддерживает предложение об
упрощении налоговой отчетности, сдаваемой налогоплательщиками в налоговые
органы, и принимает непосредственное участие в проведении этой работы.
Так, в новой форме налоговой декларации
по НДС (утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н) существенно
снижено число разделов и показателей, необходимых для заполнения этой
декларации. При этом, как правило, налогоплательщики заполняют и представляют в
налоговый орган только 3 листа декларации по НДС: титульный лист, общий разд. 1
(с итоговыми показателями по НДС) и разд. 3 (с краткой информацией, послужившей
основанием для подведения общих итогов в разд. 1). Кроме того, налогоплательщиками
не заполняются и не представляются в налоговые органы те разделы декларации, в
которых подлежат отражению операции, не осуществляемые налогоплательщиком в
налоговом периоде.
Приказом Минфина России от 29.12.2009 N
145н утверждены новая форма налоговой декларации по налогу на доходы физических
лиц (форма 3-НДФЛ) и Порядок ее заполнения, предложения по которой были
направлены ФНС России Письмом от 28.08.2009 N ШС-20-3/1262 в адрес Минфина
России.
При внесении изменений в форму налоговой
декларации по налогу на прибыль организаций (Приказ Минфина России от
16.12.2009 N 135н) из нее исключен ряд показателей, а также урегулирован вопрос
о составе декларации, представляемой отдельными категориями налогоплательщиков.
Однако простым сокращением количества показателей а налоговых декларациях проблема их упрощения не
решается.
Согласно ст. 80 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговая декларация
представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения,
о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о
налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других
данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Указанная норма Налогового кодекса
подтверждает, что содержание налоговых деклараций зависит от сложности
налогового законодательства.
Особенно наглядно это прослеживается в
налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. Помимо общей ставки
налога и пониженных ставок в соответствии с законами субъектов Российской
Федерации Налоговым кодексом и другими законодательными актами установлены
льготные ставки для сельхозпроизводителей и резидентов особой экономической
зоны. Три ставки налога установлены для налогообложения дивидендов, еще три -
для операций с отдельными видами долговых обязательств. В свою очередь, наличие
нескольких ставок налога требует отдельного расчета налоговых баз, к которым
они применяются.
Кроме того, Налоговый кодекс
предусматривает раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым
установлен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, что также требует
отражения в налоговой декларации.
В Налоговом кодексе не установлено льгот
по налогу на прибыль, однако предоставлен целый ряд налоговых преференций
организациям, в том числе проявляющим инвестиционную и инновационную
активность. Информация о таких налоговых преференциях должна содержаться в
налоговых декларациях.
Таким образом, сокращение количества
показателей в налоговых декларациях не освобождает налогоплательщиков от
необходимости осуществлять расчет налоговой базы и налога в установленном
Налоговым кодексом порядке. Различие состоит лишь в том, что указанный расчет
не будет получен налоговым органом. Следовательно, заполнение меньшей по объему
налоговой декларации не является для налогоплательщика более простым.
Сокращенная налоговая декларация не может
рассматриваться и как более прозрачная, поскольку она не позволит налоговым
органам осуществлять оперативный контроль за
правильностью исчисления налогов и своевременным поступлением их в бюджеты
разных уровней.
По мнению ФНС России, упрощение форм
налоговой отчетности должно происходить по мере стабилизации налогового
законодательства, упрощения порядка исчисления налогов и их уплаты.
Что касается вопроса повышения
эффективности налогового администрирования, то ФНС России, выполняя свои
полномочия в установленной сфере деятельности, создает условия для выполнения
налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате
законно установленных налогов и сборов посредством совершенствования исполнения
функций налогового администрирования.
Так, в последние годы значительно
изменены подходы ФНС России к организации контрольной работы - акцент сделан на
необходимости стимулирования налогоплательщиков к отказу от инструментов
минимизации налогов и добровольном уточнении налоговых обязательств. Основным
изменением в организации контрольной работы стало акцентирование деятельности
сотрудников на проведении всестороннего анализа финансово-экономической
деятельности налогоплательщиков и, как следствие, отказ от тотального контроля
и переход к контролю, основанному на критериях риска.
ФНС России стремится к усилению
аналитической составляющей контрольной работы налоговых органов в целях
побуждения налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых
обязательств. Так, по результатам контрольно-аналитической работы налоговых
органов увеличены налоговые обязательства на 99,7 млрд
руб., уменьшено убытков, заявленных налогоплательщиками в целях
налогообложения, на сумму более 276 млрд руб.
В целях
совершенствования организации работы налоговых органов, осуществления мер по
повышению эффективности налогового администрирования, качества мероприятий
налогового контроля ФНС России утверждена Концепция планирования выездных
проверок, разработаны, утверждены и доведены до территориальных налоговых
органов методические документы, регламентирующие порядок действий налоговых
органов при планировании, подготовке и проведении налоговых проверок, а также
мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками.
Кроме того, ФНС России ведется постоянная
работа по разработке, внедрению и совершенствованию программного обеспечения,
обеспечивающего автоматизацию процессов налогового администрирования.
Необходимо отметить, что принимаемые ФНС
России меры к введению системы электронного документооборота между налоговыми
органами и налогоплательщиками (в том числе банками) также будут способствовать
повышению эффективности налогового администрирования, существенно снизив трудозатраты как налоговых органов, так и
налогоплательщиков.
Действительный
государственный советник РФ
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
17.02.2010