| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В учетной политике банка для целей налогообложения закреплен следующий порядок учета форвардных контрактов с иностранной валютой:

- все форвардные контракты с иностранной валютой признаются финансовыми инструментами срочных сделок (далее - ФИСС), не обращающимися на организованном рынке;

- если сделка переходит через отчетную дату, банк, согласно ст. ст. 303 и 326 НК РФ, переоценивает требования и обязательства в иностранной валюте на конец отчетного и налогового периода и отражает результаты переоценки в налоговой базе. При исполнении срочной сделки финансовый результат корректируется на переоценку, учтенную в предыдущие налоговые периоды;

- банк относит на уменьшение налоговой базы, определенной в соответствии со ст. 274 НК РФ, убытки по операциям с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке, базисным активом которых выступает иностранная валюта, а исполнение производится путем поставки базисного актива;

- классификация ФИСС (поставочный или беспоставочный) производится в соответствии с условиями заключенного договора и не пересматривается в случае осуществления расчетов сторон путем зачета встречных требований и обязательств.

В 2009 г. банк заключил ряд валютных форвардных контрактов с российскими организациями - производителями. В соответствии с заключенными договорами форвардные контракты являются поставочными, так как организации хеджируют валютные риски по будущей экспортной выручке и планируют продать банку иностранную валюту за рубли по определенному курсу. В силу ряда причин (например, задержка в поступлении экспортной выручки) организации обращаются в банк с просьбой внести изменения в первоначальный договор, изменив условия расчетов с поставочных на беспоставочные. В этом случае по сделке фиксируется финансовый результат, определяемый как объем базовой валюты, умноженный на разницу между форвардным курсом и рыночным курсом на дату исполнения, который подлежит перечислению организацией банку или банком организации. Неттинга в данном случае не происходит.

Прав ли банк, полагая, что при внесении изменений в первоначальные условия валютного форвардного контракта в 2009 г. он не должен производить переклассификацию ФИСС из поставочного в беспоставочный, поскольку такая переклассификация не предусмотрена положениями НК РФ? Если нет, то каким образом при проведении переклассификации следует учитывать (корректировать) переоценку требований и обязательств, учтенную в предыдущем налоговом периоде в составе поставочных ФИСС, для целей налога на прибыль?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 18 февраля 2010 г. N 03-03-06/2/31

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок для целей налогообложения прибыли организаций в 2009 г. и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 301 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в редакции, действовавшей в 2009 г., для целей налогообложения прибыли под финансовыми инструментами срочных сделок (сделок с отсрочкой исполнения) понимались соглашения участников срочных сделок (сторон сделки), определяющие их права и обязанности в отношении базисного актива, в том числе фьючерсные, опционные, форвардные контракты, а также соглашения участников срочных сделок, не предполагающие поставку базисного актива, но определяющие порядок взаиморасчетов сторон сделки в будущем в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной указанного показателя, которая определена (либо порядок определения которой установлен) сторонами при заключении сделки.

При этом п. 2 ст. 301 НК РФ было предусмотрено, что налогоплательщик вправе самостоятельно квалифицировать сделку, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок должны быть определены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

В соответствии с п. 5 ст. 304 Кодекса банки вправе относить на уменьшение налоговой базы, определенной в соответствии со ст. 274 Кодекса, убытки по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, базисным активом которых выступает иностранная валюта, а исполнение производится путем поставки базисного актива.

По мнению Департамента, квалификация финансовых инструментов срочных сделок, исполнение которых производится путем поставки базисного актива, должна осуществляться в соответствии с условиями заключения срочной сделки.

В случае если в договор, являющийся финансовым инструментом срочной сделки, по соглашению сторон внесены изменения, определяющие, что исполнение сделки производится не поставкой базисного актива, а проведением взаиморасчета сторон, в зависимости от изменения цены или иного количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной указанного показателя, которая определена (либо порядок определения которой установлен) сторонами сделки, такое изменение, по мнению Департамента, является основанием для переквалификации поставочной срочной сделки в беспоставочную для целей налогообложения прибыли организаций. При этом убытки по указанной сделке в 2009 г. не могли быть учтены банком на основании п. 5 ст. 304 Кодекса.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

18.02.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024