Проблемная ситуация: В соответствии с п. 10 ст. 272 НК
РФ стоимость амортизируемого имущества, расчеты за которое производятся в
иностранной валюте в порядке предварительной и последующей оплаты, в налоговом
учете формируется исходя из курса иностранной валюты, установленного Банком
России и действовавшего на дату перехода права собственности на указанное
имущество.
С 1 января 2010 г.
Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части
первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в п. 11 ст.
250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ, касающиеся отмены
переоценки полученных и выданных авансов, выраженных в иностранной валюте.
Правомерно ли в
связи с указанными изменениями при исчислении налога на прибыль определять
стоимость имущества, оплаченного в иностранной валюте путем предварительной и
последующей оплаты, по курсу Банка России, действовавшему на дату перечисления
аванса (в части, приходящейся на аванс) и на дату перехода права собственности
(в части последующей оплаты)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 февраля 2010 г. N 03-03-06/1/86
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке определения
в налоговом учете стоимости имущества, оплата за которое производится в
иностранной валюте в порядке предварительной и последующей оплаты, и сообщает
следующее.
Федеральным законом
от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2010, внесены изменения в
п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс), касающиеся отмены переоценки полученных
и выданных авансов, выраженных в иностранной валюте.
Так, на основании
п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 Кодекса в составе
доходов (расходов) налогоплательщиков для целей налогообложения прибыли
организаций учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы,
возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением
ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств),
стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов, выданных
(полученных)), в том числе по валютным счетам в
банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к
рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской
Федерации.
Согласно п. 10 ст. 272 Кодекса расходы,
выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в
рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской
Федерации на дату признания соответствующего расхода. Обязательства
и требования, выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных
ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному
Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности
при совершении операций с таким имуществом, прекращения (исполнения)
обязательств и требований и (или) на последнее число отчетного (налогового)
периода в зависимости от того, что произошло раньше.
Учитывая
изложенное, считаем, что стоимость имущества, оплаченного в иностранной валюте
путем предварительной (до фактической поставки) и последующей (после
фактической поставки) оплаты, может определяться по курсу Центрального банка
Российской Федерации, действовавшему на дату перечисления аванса (даты
перечисления авансов, если предварительная оплата осуществлялась в несколько этапов)
в части, приходящейся на предварительную оплату, и на дату перехода права
собственности в части последующей оплаты.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
24.02.2010