Проблемная ситуация: В соответствии с п. 2 ст. 266 НК
РФ одним из оснований для признания долга безнадежным является акт
государственного органа.
На основании Положения о Федеральной
службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации
от 13.10.2004 N 1316, служба судебных приставов и ее территориальные
подразделения являются федеральными органами исполнительной власти РФ.
Подпунктом 4 п. 1
ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном
производстве" установлено, что в случае, если у должника отсутствует
имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным
приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества
оказались безрезультатными, исполнительный документ возвращается взыскателю, о
чем судебным приставом-исполнителем составляется акт, который утверждается
старшим судебным приставом (далее - Акт). При этом судебный пристав-исполнитель выносит
постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении
взыскателю исполнительного документа (далее - Постановление).
Банк признает задолженность, в отношении
которой судебным приставом-исполнителем вынесено Постановление, безнадежной и
включает ее в состав внереализационных расходов на основании пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ.
В связи с неисполнением (ненадлежащим
исполнением) условий заключенных между банком и заемщиками соглашений о
кредитовании возникает задолженность по основному долгу (кредиту), процентам,
неустойкам и комиссиям. При этом задолженность по основному долгу (кредиту)
является ссудной задолженностью, списание которой должно осуществляться банком
в соответствии с п. 2 ст. 292 НК РФ в порядке, установленном Центральным банком
Российской Федерации. Дебиторская задолженность по процентам, неустойкам и
комиссиям к ссудной задолженности не относится и подлежит списанию в
соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ.
Главой 8 Положения о порядке формирования
кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и
приравненной к ней задолженности от 26.03.2004 N 254-П установлено, что
списание безнадежной задолженности по ссуде за счет сформированного по ней
резерва осуществляется по решению уполномоченного органа кредитной организации.
Начисленные проценты, относящиеся к безнадежной ссудной задолженности, подлежат
списанию одновременно с указанной задолженностью.
При наличии у банка полученных
от пристава-исполнителя Акта и Постановления уполномоченным органом банка
выносится решение о необходимости списания всей суммы безнадежной задолженности
по соглашениям о кредитовании. Указанные Акт, Постановление и решение
уполномоченного органа банка являются основанием для признания безнадежной как
ссудной задолженности, так и задолженности по процентам, неустойкам и
комиссиям.
Пунктом 4 ст. 46
Закона от 02.10.2007 N 229 установлено, что возвращение взыскателю
исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления
исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21
указанного Закона, решение о списании безнадежной задолженности выносится
уполномоченным органом банка исключительно после анализа необходимости
повторного предъявления к исполнению соответствующих исполнительных документов
независимо от дат составления приставом-исполнителем Акта и Постановления.
Периоды составления
приставами-исполнителями Актов и Постановлений, как правило, не совпадают с
периодами вынесения уполномоченным органом банка решений о списании безнадежной
задолженности.
В каком периоде
банк имеет право учесть для целей налога на прибыль убытки в виде безнадежных
долгов по процентам, неустойкам и комиссиям, возникшим в связи с неисполнением
(ненадлежащим исполнением) заемщиком обязательств по соглашению о кредитовании,
если основанием для признания задолженности по указанному соглашению
(включающей суммы основного долга, процентов, неустоек и комиссий) безнадежной
является один и тот же документ (Акт и Постановление):
- в периоде, к которому относится дата
составления Акта и Постановления;
- в периоде, к которому относится дата
вынесения уполномоченным органом банка решения о списании безнадежной
задолженности по соглашению о кредитовании, то есть одновременно со списанием
задолженности по основному долгу (кредиту)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 февраля 2010 г. N 03-03-06/2/35
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и
сообщает следующее.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N
229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N
229-ФЗ) исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или
произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует
имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным
приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества
оказались безрезультатными.
Пунктами 2 и 3 ст. 46 Федерального закона
N 229-ФЗ установлено, что в случаях, предусмотренных пп.
2 - 6 ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель
составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми
исполнительный документ возвращается взыскателю.
Судебный пристав-исполнитель выносит
постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении
взыскателю исполнительного документа.
Подпунктом 2 п. 2 ст. 265 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что в целях гл. 25 НК
РФ к внереализационным расходам приравниваются суммы безнадежных долгов, а в
случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным
долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 266 НК
РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко
взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек
установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в
соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено
вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного
органа или ликвидации организации.
Банки вправе формировать резервы по
сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с
невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной
задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.
Таким образом, проценты и неустойка по
обязательству, по которому судебный пристав-исполнитель вынес постановление об
окончании исполнительного производства и о возвращении организации
исполнительного документа, на основании пп. 4 п. 1
ст. 46 Федерального закона N 229-ФЗ, по нашему мнению, признаются безнадежным
долгом для целей налогообложения прибыли организаций.
Согласно п. 1 ст.
272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл.
25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому
они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и
(или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320
НК РФ.
Следовательно, проценты и неустойка по
вышеуказанному обязательству, признаваемые безнадежным долгом, учитываются в
расходах в том отчетном (налоговом) периоде, в котором судебным приставом-исполнителем
был составлен акт и вынесено постановление об окончании исполнительного
производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.02.2010