| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ одним из оснований для признания долга безнадежным является акт государственного органа.

На основании Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, служба судебных приставов и ее территориальные подразделения являются федеральными органами исполнительной власти РФ.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что в случае, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными, исполнительный документ возвращается взыскателю, о чем судебным приставом-исполнителем составляется акт, который утверждается старшим судебным приставом (далее - Акт). При этом судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа (далее - Постановление).

Банк признает задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено Постановление, безнадежной и включает ее в состав внереализационных расходов на основании пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ.

В связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) условий заключенных между банком и заемщиками соглашений о кредитовании возникает задолженность по основному долгу (кредиту), процентам, неустойкам и комиссиям. При этом задолженность по основному долгу (кредиту) является ссудной задолженностью, списание которой должно осуществляться банком в соответствии с п. 2 ст. 292 НК РФ в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. Дебиторская задолженность по процентам, неустойкам и комиссиям к ссудной задолженности не относится и подлежит списанию в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ.

Главой 8 Положения о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности от 26.03.2004 N 254-П установлено, что списание безнадежной задолженности по ссуде за счет сформированного по ней резерва осуществляется по решению уполномоченного органа кредитной организации. Начисленные проценты, относящиеся к безнадежной ссудной задолженности, подлежат списанию одновременно с указанной задолженностью.

При наличии у банка полученных от пристава-исполнителя Акта и Постановления уполномоченным органом банка выносится решение о необходимости списания всей суммы безнадежной задолженности по соглашениям о кредитовании. Указанные Акт, Постановление и решение уполномоченного органа банка являются основанием для признания безнадежной как ссудной задолженности, так и задолженности по процентам, неустойкам и комиссиям.

Пунктом 4 ст. 46 Закона от 02.10.2007 N 229 установлено, что возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21 указанного Закона, решение о списании безнадежной задолженности выносится уполномоченным органом банка исключительно после анализа необходимости повторного предъявления к исполнению соответствующих исполнительных документов независимо от дат составления приставом-исполнителем Акта и Постановления.

Периоды составления приставами-исполнителями Актов и Постановлений, как правило, не совпадают с периодами вынесения уполномоченным органом банка решений о списании безнадежной задолженности.

В каком периоде банк имеет право учесть для целей налога на прибыль убытки в виде безнадежных долгов по процентам, неустойкам и комиссиям, возникшим в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) заемщиком обязательств по соглашению о кредитовании, если основанием для признания задолженности по указанному соглашению (включающей суммы основного долга, процентов, неустоек и комиссий) безнадежной является один и тот же документ (Акт и Постановление):

- в периоде, к которому относится дата составления Акта и Постановления;

- в периоде, к которому относится дата вынесения уполномоченным органом банка решения о списании безнадежной задолженности по соглашению о кредитовании, то есть одновременно со списанием задолженности по основному долгу (кредиту)?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 27 февраля 2010 г. N 03-03-06/2/35

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Пунктами 2 и 3 ст. 46 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что в случаях, предусмотренных пп. 2 - 6 ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю.

Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

Подпунктом 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что в целях гл. 25 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

Таким образом, проценты и неустойка по обязательству, по которому судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении организации исполнительного документа, на основании пп. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона N 229-ФЗ, по нашему мнению, признаются безнадежным долгом для целей налогообложения прибыли организаций.

Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 НК РФ.

Следовательно, проценты и неустойка по вышеуказанному обязательству, признаваемые безнадежным долгом, учитываются в расходах в том отчетном (налоговом) периоде, в котором судебным приставом-исполнителем был составлен акт и вынесено постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

27.02.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024