Проблемная ситуация: Согласно Письму Минфина России от
02.02.2010 N 03-11-06/2/13 средства, полученные иными организациями в виде
субсидий из средств городского бюджета на основании договора на возмещение
затрат, связанных с размещением в официальном издании нормативно-правовых актов
и иной официальной информации, признаются доходом в целях применения УСН.
В 2008 г. МУП получало из средств
городского бюджета субсидии на основании постановления мэра города "О
порядке предоставления субсидии хозяйствующим субъектам, осуществляющим выпуск
и распространение учрежденных органами городского самоуправления средств
массовой информации". МУП вело раздельный учет затрат, а целевые
поступления напрямую были выделены из средств городского бюджета. При
выполнении этих условий в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ указанные целевые
поступления не учитывались в доходах.
С 12.01.2009 МУП преобразовано в
муниципальное казенное предприятие (МКП) и оказывает услуги, предназначенные
для муниципальных нужд, на условиях городского заказа в целях решения
социальных задач, что составляет 90% объема работ.
В соответствии с постановлением мэра
города МКП ведет раздельный учет затрат, а возмещение расходов осуществляется
на основании фактически понесенных затрат в пределах сметы, утвержденной
собственником имущества МКП на текущий финансовый год.
Должно ли МКП включать субсидии в состав
доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (объект
налогообложения - доходы)?
Субсидия выделена на основании
постановления мэра на безвозмездной и безвозвратной основе напрямую из бюджета,
поэтому наличие договора не регулирует в данном случае правоотношения сторон.
Фактически средства выделены на основании постановления собственником имущества
юридического лица. Необходимо ли наличие договора при выделении денежных
средств МКП?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 марта 2010 г. N 03-11-06/2/25
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной
системы налогообложения в связи с получением субсидий из бюджета и сообщает
следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при
применении упрощенной системы налогообложения должны включать в состав доходов,
учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, доходы от
реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются
соответственно исходя из положений ст. ст. 249 и 250 Кодекса. При этом доходы,
предусмотренные ст. 251 Кодекса, при определении налоговой базы не учитываются.
Так, на основании пп.
14 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в
виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого
финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого
финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у
налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные
средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования
относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по
назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого
финансирования или федеральными законами, в виде бюджетных ассигнований,
выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным
учреждениям.
В соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса при
определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за
исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К
ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и
ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании
решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и
решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые
поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные
указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики -
получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов
(расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
На основании ст. 6
Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств
(получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной
власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным
фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся
в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное
учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств
за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетным учреждением
признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение
выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных
(муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с
государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств
соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Доходы организаций, не соответствующие
перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений),
учитываются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в
порядке, предусмотренном гл. 26.2 Кодекса.
Таким образом, средства, полученные иными
организациями в виде субсидий из средств городского бюджета на основании
договора на возмещение затрат, связанных с размещением в официальном издании
нормативно-правовых актов и иной официальной информации, признаются доходом и
подлежат налогообложению в целях применения упрощенной системы налогообложения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
03.03.2010