Проблемная ситуация: О применении ККТ при оказании
населению правовых услуг.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 марта 2010 г. N 03-01-15/1-23
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения
контрольно-кассовой техники при оказании населению правовых услуг и сообщает.
В соответствии с п.
1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон
N 54-ФЗ) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими
наличных денежных расчетов, а также расчетов с использованием платежных карт в
случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую
технику.
При этом согласно п. 2 ст. 2 Федерального
закона N 54-ФЗ организации в соответствии с порядком, определяемым
Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные
расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии
выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без
применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение).
Положением установлен порядок
осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без
применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при
условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности,
приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и
уничтожения таких бланков.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что
бланк документа изготавливается типографским способом. При этом изготовленный
типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе
бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер
налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж),
если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм
бланков таких документов.
Кроме того, если иное не предусмотрено п.
п. 5 - 6 Положения, организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие
услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов
с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники
вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны
содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения. Утверждения формы такого
документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в том
числе Министерством финансов Российской Федерации, не требуется.
Принадлежность к услугам, которые
предоставляются населению, определяется согласно Общероссийскому классификатору
услуг населению ОК 002-93, утвержденному
Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.
В соответствии с п. 13 Положения учет
бланков документов, изготовленных типографским способом, по их наименованиям,
сериям и номерам ведется в книге учета бланков документов. Листы такой книги
должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным
бухгалтером (бухгалтером) организации (индивидуальным предпринимателем), а
также скреплены печатью (штампом).
Обращаем внимание, что для организаций и
индивидуальных предпринимателей, оказывающих населению правовые услуги,
Минфином России не утверждались в качестве бланков строгой отчетности
какие-либо квитанции по приему наличных денег.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
03.03.2010