Проблемная ситуация: О порядке постановки и снятия с
налогового учета резидента Республики Кипр, имеющего недвижимое имущество на
территории РФ и осуществляющего сдачу указанного имущества в аренду.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 марта 2010 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросу постановки и снятия с
налогового учета резидента Республики Кипр, имеющего недвижимое имущество на
территории Российской Федерации, и сообщает следующее.
В соответствии со
ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и
физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно
по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных
подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения
принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным
основаниям, предусмотренным Кодексом.
Согласно п. 2.1.1.1
Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций,
утвержденного Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 (далее -
Положение), иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе
независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской
Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации
связывают возникновение обязанности по уплате налогов.
В соответствии с п. 2.4.2 Положения
иностранные и международные организации, имеющие в Российской Федерации
недвижимое имущество, за исключением транспортных средств, относящихся к
недвижимому имуществу в соответствии с законодательством Российской Федерации,
подлежат постановке на учет по месту нахождения вышеназванного имущества в налоговом
органе, осуществляющем учет этих организаций.
В соответствии со ст. 6 Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на
доходы и капитал от 05.12.1998 доходы, получаемые резидентом одного
Договаривающегося Государства от недвижимого имущества, находящегося в другом
Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом
Государстве.
Кроме того, это положение применяется к
доходу, получаемому от прямого использования, сдачи в аренду или использования
недвижимого имущества в любой другой форме.
Учитывая
вышеизложенное, сдача иностранной организацией недвижимого имущества,
расположенного на территории Российской Федерации, в аренду может рассматриваться
как осуществление активной предпринимательской деятельности в Российской
Федерации, приводящей к образованию постоянного представительства, и,
соответственно, облагаться налогом на доходы в общеустановленном порядке.
Доходы от сдачи в аренду недвижимости,
полученные иностранной организацией (арендодателем), не осуществляющей
деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации,
признаются объектом обложения налогом на доходы вне зависимости от формы, в
которой они получены. Такие доходы подлежат обложению по ставке 20% у
российской компании (арендатора), являющейся источником выплаты, которая
признается налоговым агентом.
Что касается отказа налогового органа в
закрытии постоянного представительства иностранной организации, необходимо
отметить следующее.
Кодексом установлен порядок как
постановки на учет, так и снятия с учета иностранных организаций.
Процедура снятия с учета
представительства иностранного юридического лица регламентирована также разд. 6
Положения.
В соответствии с п. 6.1 Положения
иностранные и международные организации и дипломатические представительства,
поставленные на учет в соответствии с п. п. 2.1 - 2.3 Положения, обязаны не
позднее трех дней со дня принятия решения об окончании деятельности сообщить об этом в налоговый орган по месту постановки на
учет.
В целях снятия с учета в налоговый орган
представляются:
- заявление о снятии с учета по форме
2006ИМД;
- копия решения уполномоченного органа
иностранной (международной) организации о закрытии отделения (представительства
международной организации) или, в соответствующих случаях, копия акта сдачи
работ;
- декларация о доходах и расчеты
(декларации) по налогам, составленные на дату окончания деятельности
иностранной (международной) организации;
- письмо из банка (филиала банка) о
закрытии счетов иностранных и международных организаций и дипломатических
представительств;
- свидетельство о постановке на учет.
Снятие с учета иностранных и
международных организаций и дипломатических представительств производится
налоговым органом в течение четырнадцати дней после подачи заявления.
Никаких иных действий от иностранной
организации при снятии с налогового учета не требуется.
Помимо этого, в соответствии с п. 1.7
Положения требование налоговыми органами дополнительных документов, не
предусмотренных Положением, для постановки на учет и снятия с учета иностранных
и международных организаций и дипломатических представительств не допускается.
Следует отметить, что неоднократно в
своих решениях Арбитражный суд г. Москвы, арбитражный апелляционный суд и
Федеральный арбитражный суд Московского округа указывали на то, что при снятии
с налогового учета иностранного юридического лица инспекция не вправе требовать
от налогоплательщика документы, не предусмотренные Положением об особенностях
учета в налоговых органах иностранных организаций. Также суды отмечали, что
снятие с учета представительства иностранного юридического лица происходит в
добровольном порядке и носит заявительный характер (Постановления Арбитражного суда
г. Москвы, Девятого арбитражного апелляционного суда, ФАС МО по делам N N А40-68110/07-152-446, А40-51072/06-96-227).
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
05.03.2010