Проблемная ситуация: Индивидуальным
предпринимателем получены денежные средства, выделяемые из средств федерального
бюджета в рамках областной целевой программы содействия малому и среднему
предпринимательству области на 2009 - 2010 гг., и согласно заключенному между предпринимателем
и департаментом развития предпринимательства, торговли и сферы услуг
администрации области договору предприниматель осуществляет деятельность по
розничной торговле ювелирными изделиями и переведен на уплату ЕНВД.
Выделенные бюджетные денежные средства
использованы предпринимателем исключительно на цели, определенные вышеуказанным
договором.
Должен ли предприниматель уплатить НДФЛ с
целевых бюджетных денежных средств, предоставленных на создание собственного
бизнеса?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 марта 2010 г. N 03-11-11/45
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений
гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) и исходя из информации, изложенной в
письме, сообщает следующее.
В соответствии со
ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в
действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными
режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах, в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности.
Пунктом 1 ст. 346.29 Кодекса установлено,
что объектом налогообложения для применения единого налога на вмененный доход
признается вмененный доход налогоплательщика.
Статьей 346.27 Кодекса определено, что
вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого
налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих
на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого
налога по установленной ставке.
Базовая доходность - условная месячная
доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического
показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности
в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины
вмененного дохода.
Таким образом, налогоплательщик единого
налога на вмененный доход рассчитывает данный налог исходя из вмененного
дохода, то есть потенциально возможного дохода, а не фактически полученного
дохода при осуществлении предпринимательской деятельности.
В связи с этим обязанность
налогоплательщика по уплате единого налога на вмененный доход возникает
независимо от фактически полученного дохода от осуществления
предпринимательской деятельности или ее приостановления.
Что касается
вопроса о получении денежных средств в виде субсидий, предоставленных из
бюджета в рамках областной целевой программы содействия малому и среднему
предпринимательству индивидуальному предпринимателю для осуществления
предпринимательской деятельности, то в соответствии со ст. 78 Бюджетного
кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии индивидуальным предпринимателям,
физическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются на
безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством
(реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
По своему назначению указанные субсидии
направлены на компенсацию части произведенных затрат или недополученных
доходов, возникших в связи с деятельностью, которую осуществляет индивидуальный
предприниматель.
Следовательно, у индивидуального
предпринимателя, получившего субсидии в соответствии со ст. 78 БК РФ, возникает
экономическая выгода.
Согласно п. 4 ст. 346.26 Кодекса уплата
индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их
освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в
отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой
единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества,
используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой
единым налогом).
Денежные средства в
виде субсидий, выделяемые согласно ст. 78 БК РФ на возмещение затрат в связи с
производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг,
относятся к внереализационным доходам и, соответственно, не подпадают под вид
деятельности, переведенный на уплату единого налога на вмененный доход, в связи
с чем подлежат налогообложению у организаций, переведенных по одному или
нескольким видам предпринимательской деятельности на уплату единого налога на вмененный доход, налогом на прибыль
организаций в соответствии с гл. 25 Кодекса, а у индивидуальных
предпринимателей - в соответствии с гл. 23 Кодекса.
В целях гл. 23 Кодекса доходы
индивидуальных предпринимателей в виде субсидий, выделяемых на возмещение ранее
понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением
работ, оказанием услуг, подлежат налогообложению в порядке, установленном
данной главой, с применением налоговой ставки в размере 13 процентов.
При этом суммы, получаемые
налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам
(кредитам), на основании пп. 35 ст. 217 Кодекса
освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
10.03.2010