Проблемная ситуация: О признании организации
налогоплательщиком земельного налога в отношении земельного участка, право
постоянного (бессрочного) пользования которым зарегистрировано в ЕГРП, а также
об учете в составе расходов суммы земельного налога при исчислении налога на
прибыль.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 марта 2010 г. N 03-05-05-02/13
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики совместно с ФНС России рассмотрел письмо и с учетом
материалов, представленных управлением ФНС России по республике, сообщает
следующее.
Статьей 388
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) установлено,
что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические
лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в
соответствии со ст. 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве
постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого
владения.
В соответствии с п.
1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский
кодекс) указанные права на земельные участки подлежат государственной
регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N
122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) является единственным доказательством
существования зарегистрированного права.
Налогоплательщиком земельного налога
является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое
имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) указано как обладающее правом
собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом
пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Обязанность уплачивать земельный налог
возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного
из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в
реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на
соответствующий земельный участок.
Таким образом, организация является
налогоплательщиком земельного налога в отношении земельного участка, если на
него зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 3 ст. 391 Налогового кодекса
предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу
самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о
каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве
постоянного (бессрочного) пользования.
Сведения о кадастровой стоимости
земельного участка налогоплательщик может получить при обращении в
территориальный орган Росреестра, который
предоставляет указанную информацию в порядке, определенном Постановлением
Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения
кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков".
Одновременно
обращаем внимание, что к тем лицам, которые фактически пользуются земельными
участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности,
однако не являются налогоплательщиками земельного налога или арендаторами этих
земельных участков, собственник такого земельного участка - соответствующее
публично-правовое образование, реализуя принцип платности использования земли,
вправе предъявить требование, основанное на правилах о неосновательном
обогащении в соответствии с п. 2 ст. 1105 Гражданского кодекса.
В отношении вопроса исчисления налога на
прибыль организаций необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового
кодекса налогоплательщик налога на прибыль организаций уменьшает полученные
доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в
ст. 270 Налогового кодекса). Расходами для целей налогообложения прибыли
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных в ст. 265 Налогового кодекса, убытки), произведенные для
осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса к прочим расходам,
связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов,
начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за
исключением перечисленных в ст. 270 Налогового кодекса.
Статья 270 Налогового кодекса не содержит
положений, не позволяющих при налогообложении прибыли организаций учесть в составе
прочих расходов, связанных с производством и реализацией, земельный налог.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
15.03.2010