Проблемная ситуация: Статьей 4 Федерального закона от
27.12.2009 N 368-ФЗ приостановлено действие абз. 4 п.
1 ст. 269 НК РФ с 1 января по 30 июня 2010 г. включительно в отношении расходов
в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г.
В период приостановления указанной нормы
предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в два
раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам -
по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Долговое обязательство, возникшее до 1
ноября 2009 г., сохраняется с внесенными изменениями на более продолжительный
срок в случае, если в действующий договор банковского вклада (депозита) стороны
(банк и вкладчик) вносят изменения в отношении срока возврата денежных средств,
увеличивая общий срок депозита.
Например, по долговому обязательству
(вклад привлечен в 2007 г. сроком до февраля 2010 г.) дополнительным
соглашением в январе 2010 г. увеличивается его срок до 2012 г.
Правомерно ли относить подобные долговые
обязательства к категории возникших до 1 ноября 2009 г., с применением
увеличенной в 2 раза ставки рефинансирования Банка России для целей исчисления
предельной величины процентов, признаваемых расходом при исчислении налога на
прибыль?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 марта 2010 г. N 03-03-06/2/46
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей
налогообложения прибыли расходов в виде процентов в период с 01.01.2010 по
30.06.2010 и сообщает следующее.
В соответствии со
ст. 4 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ "О внесении изменений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон
"О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений
Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и
признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской
Федерации" приостановлено действие абз. 4 п. 1
ст. 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с
1 января по 30 июня 2010 г. включительно в отношении расходов в виде процентов
по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г.
Согласно п. 2
указанной статьи в период приостановления действия абз.
4 п. 1 ст. 269 Кодекса при отсутствии долговых обязательств перед российскими
организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по
выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом
(включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных
денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального
банка Российской Федерации, увеличенной в два раза, при оформлении долгового
обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в
иностранной валюте.
Таким образом, на период с 1 января по 30
июня 2010 г. включительно расходы в виде процентов по долговым обязательствам,
возникшим до 1 ноября 2009 г., принимаются равными
ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в
два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях.
В случае если в
действующий договор банковского вклада, оформленный до 1 ноября 2009 г.,
вносятся изменения по сроку возврата денежных средств, увеличивающие общий срок
депозита, но при этом обязательство по сумме и по процентам остается
неизменным, расход в виде предельной величины процентов принимается для целей
налогообложения прибыли исходя из ставки рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации, увеличенной в 2 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.03.2010