Проблемная ситуация: Согласно п. 1
ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании
должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается
начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение
или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за
исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных данной
статьей.
Согласно п. 2.1 ст. 126 Федерального закона
от 26.10.2002 N 127-ФЗ на сумму требований конкурсного кредитора,
уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со ст. 4
указанного Закона, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования,
установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия
конкурсного производства.
Статья 266 НК РФ предусматривает
возможность создания резерва по сомнительным долгам под задолженность, не
обеспеченную залогом, поручительством и банковской гарантией.
Банк считает, что в
указанных положениях Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ говорится о
начислении процентов, не связанных с исполнением (неисполнением) должником
обязательств по кредитному договору, и банк для целей налога на прибыль имеет
право создать резерв по сомнительным долгам в отношении процентов, начисленных
в соответствии с п. 2.1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
Правомерна ли указанная позиция?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 марта 2010 г. N 03-03-06/2/48
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу формирования в целях
налогообложения прибыли резерва по сомнительным долгам по задолженности в виде
процентов, начисленных на сумму требований при осуществлении процедуры
конкурсного производства, и исходя из содержащейся в
письме информации сообщает следующее.
Статьей 126
Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" (далее - Закон) предусмотрено, что с даты принятия
арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии
конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов,
пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных
обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также
процентов, предусмотренных данной статьей.
Согласно п. 2.1 ст. 126 Закона на сумму
требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере,
установленном в соответствии со ст. 4 Закона, начисляются проценты. Проценты на
сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в
валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования,
установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия
конкурсного производства.
Уплата начисленных процентов
осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным
обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в
порядке очередности, установленной ст. 134 Закона.
Согласно п. 38 Постановления Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 п. 2.1 ст.
126 Закона предусматривает начисление в конкурсном производстве процентов на
сумму требований конкурсного кредитора. Указанные проценты не являются текущими
платежами и в силу прямого указания Закона удовлетворяются в специальном
порядке. Поскольку эти проценты начисляются при расчетах с кредиторами
непосредственно арбитражным управляющим, судебный акт об их начислении не
выносится и в реестр требований кредиторов они не включаются.
С учетом этого проценты, начисляемые
конкурсным управляющим на сумму требований конкурсного кредитора, по нашему
мнению, должны рассматриваться для целей налогообложения прибыли как проценты.
В соответствии с п. 3 ст. 266 Налогового
кодекса Российской Федерации в целях налогообложения прибыли банкам
предоставлено право формировать резервы по
сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с
невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной
задолженности, т.е. в отношении текущей дебиторской задолженности.
Несмотря на то
что указанные проценты не являются текущими платежами и удовлетворяются в
специальном порядке, по нашему мнению, банки при наступлении условий,
предусмотренных п. 3 ст. 266 Кодекса, могут формировать резервы по сомнительным
долгам в отношении начисленных конкурсным управляющим процентов на сумму
требований конкурсного кредитора.
Одновременно сообщается, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. отличающемся
от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
17.03.2010