Проблемная ситуация: По договору об отступном банк
получает имущество в виде жилых помещений (квартир), которые до принятия банком
решения об их реализации или переводе в состав основных средств учитываются на
счете N 61011 "Внеоборотные запасы".
Правомерно ли включать в расходы при исчислении налога на
прибыль затраты по содержанию жилых помещений в виде оплаты коммунальных
услуг до принятия банком одного из указанных решений?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 марта 2010 г. N 03-03-06/2/49
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета в
целях налогообложения прибыли расходов по содержанию жилых помещений,
полученных по договору отступного, в виде оплаты коммунальных услуг и сообщает
следующее.
В соответствии с п.
5.6 гл. 5 Приложения 10 к Положению о Правилах ведения бухгалтерского учета в
кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации,
утвержденному Приказом Центрального банка Российской Федерации от 26.03.2007 N
302-П, а также Порядком отражения в бухгалтерском учете операций, совершаемых
кредитными организациями при прекращении обязательств, обеспечении исполнения
обязательств и перемене лиц в обязательствах по договорам на предоставление (размещение) денежных средств, утвержденным
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 27.07.2001 N 1007-У,
движимое и недвижимое имущество, приобретенное в результате осуществления
сделок по договорам отступного, залога, учитывается до принятия кредитной
организацией решения о его реализации или использовании в собственной
деятельности и передачи документов на регистрацию прав собственности на объект
недвижимого имущества в составе материальных запасов (счет 61011 "Внеоборотные запасы").
Таким образом, поскольку заложенное
имущество или имущество, полученное по договору отступного, учитывается в
составе материальных запасов и не приносит дохода, оно не подлежит признанию в
качестве основных средств.
На основании п. 1
ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Учитывая изложенное, считаем, что расходы
(в том числе коммунальные платежи), связанные с содержанием имущества,
полученного по договору отступного, до момента принятия решения о реализации
данного имущества или о переводе в состав основных средств не могут учитываться
для целей налогообложения прибыли организации как не соответствующие положениям
ст. 252 Кодекса.
Однако согласно п. 1 ст. 268 Кодекса, при
реализации имущества и (или) имущественных прав, указанных в ст. 268 Кодекса,
налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму
расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы
по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.
Таким образом, по нашему мнению, сумма
расходов по содержанию имущества в виде оплаты коммунальных услуг, понесенных до
момента принятия решения о дальнейшем использовании имущества, полученного по
договору отступного, может уменьшать доходы от продажи данного имущества.
В случае если будет
принято решение о переводе имущества, полученного по договору отступного, в
состав основных средств, расходы на оплату коммунальных услуг (в том числе и за
период, когда указанное имущество учитывалось в составе внеоборотных
запасов) могут быть включены в состав материальных расходов при определении
налоговой базы по налогу на прибыль.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
18.03.2010