Проблемная ситуация: При приобретении организацией
основного средства в порядке импорта стоимостью 200 евро 30.11.2009 была
сделана предоплата в размере 100 евро по курсу 45 руб/евро,
рублевый эквивалент составляет 4500 руб.
На 31.12.2009.
В бухгалтерском учете вышеуказанный аванс
учитывался в рублевом эквиваленте по курсу Банка России на 30.11.2009 в размере
4500 руб. А в налоговом учете - в рублевом эквиваленте по курсу Банка России
(43 руб/евро) на дату переоценки на конец отчетного
периода (31.12.2009) в размере 4300 руб.
В данном случае на 31.12.2009 существуют
две разные рублевые оценки сделанных предоплат для
бухгалтерского и налогового учета.
На дату перехода права собственности на
основное средство (15.01.2010) курс Банка России составляет 42 руб/евро.
Вправе ли
организация в соответствии с п. 11 ст. 250, пп. 5 п.
1 ст. 265 НК РФ, п. п. 16, 21 ст. 2, п. 1 ст. 17 Федерального закона от
25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации" отразить в налоговом учете основное средство
стоимостью 200 евро в рублевом
эквиваленте, рассчитанном следующим образом:
- 100 евро x 45 руб. = 4500 руб. (курс
Банка России на дату перечисления аванса);
- 100 евро x 42 руб. = 4200 руб. (курс
Банка России на дату перехода права собственности на приобретаемое основное
средство).
Итого 8700 руб.
Следует ли сделать переоценку авансовых
платежей на 01.01.2010 в соответствии с курсом на даты перечисления сумм
авансов?
Можно ли учесть возникшую курсовую
разницу как расходы (доходы) в целях исчисления налога на прибыль?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 марта 2010 г. N 03-03-06/1/149
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке определения
в налоговом учете стоимости имущества, оплата за которое производится в
иностранной валюте в порядке предварительной и последующей оплаты, и сообщает
следующее.
Федеральным законом
от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2010, внесены изменения в
п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ), касающиеся отмены переоценки полученных и
выданных авансов, выраженных в иностранной валюте.
Так, на основании
п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе
доходов (расходов) налогоплательщиков для целей налогообложения прибыли
организаций учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы,
возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением
ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств),
стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов,
выданных (полученных)), в том
числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального
курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного
Центральным банком Российской Федерации.
Согласно п. 10 ст. 272 НК РФ расходы,
выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в
рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской
Федерации на дату признания соответствующего расхода. Обязательства
и требования, выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных
ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному
Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности
при совершении операций с таким имуществом, прекращения (исполнения)
обязательств и требований и (или) на последнее число отчетного (налогового)
периода в зависимости от того, что произошло раньше.
Учитывая изложенное, считаем, что
стоимость имущества, оплаченного в иностранной валюте путем предварительной и
последующей оплаты, может определяться по курсу Центрального банка Российской
Федерации, действовавшему на дату перечисления аванса, - в части, приходящейся
на предварительную оплату, и на дату перехода права собственности - в части
последующей оплаты.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
18.03.2010