Проблемная ситуация: Организация в 2010 г. планирует
провести сделки по реализации не обращающихся на ОРЦБ ценных бумаг,
приобретенных в 2004 и 2006 гг.
Для целей
налогообложения первоначальная цена вышеуказанных ценных бумаг сформирована по
фактическим затратам на приобретение в соответствии с заключенными договорами купли-продажи ценных бумаг.
Предполагается, что реализация ценных
бумаг будет производиться по цене выше максимальной цены, определенной исходя
из расчетной цены ценной бумаги (метод чистых активов эмитента) и предельного
отклонения цен.
В связи с изменениями, внесенными в гл.
25 НК РФ Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ, начиная
с 01.01.2010 уточнен порядок определения цены реализации ценных бумаг,
не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. При
этом абз. 3 п. 6 ст. 280 НК РФ установлено, что в
случае реализации (приобретения) ценных бумаг, не обращающихся на
организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной)
цены, определенной исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного
отклонения цен, при определении финансового результата для целей
налогообложения принимается минимальная (максимальная) цена, определенная
исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен.
Какая цена будет признаваться ценой
реализации вышеуказанных ценных бумаг для целей включения в
состав доходов организации при определении налоговой базы по налогу на прибыль
от операций по реализации ценных бумаг: фактическая цена реализации или
максимальная цена, определенная исходя из расчетной цены ценной бумаги и
предельного отклонения цен?
Какая цена будет признаваться ценой
приобретения ценных бумаг при определении расходов по реализации ценных бумаг с
целью исчисления налога на прибыль организации: фактическая цена приобретения
ценных бумаг, установленная первоначальными договорами купли-продажи, или цена,
определенная исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения
цен?
Правомерно ли для определения расчетной
цены ценной бумаги использовать метод чистых активов эмитента на дату
реализации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 марта 2010 г. N 03-03-06/1/151
В связи с письмом
по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с
предполагаемой операцией по реализации ценных бумаг, не обращающихся на
организованном рынке ценных бумаг, Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики сообщает, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России,
утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, обращения
организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных
хозяйственных ситуаций и осуществлению экспертизы
договоров в Департаменте не рассматриваются.
Вместе с тем
сообщается, что с 1 января 2010 г. в целях налогообложения прибыли в
соответствии с п. 6 ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации по ценным
бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, фактическая цена
сделки принимается для целей налогообложения, если эта цена находится в
интервале между минимальной и максимальной ценами, определенными исходя из
расчетной цены ценной бумаги и
предельного отклонения цен, если иное не установлено данным пунктом.
В целях налогообложения прибыли
предельное отклонение цен ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке
ценных бумаг, устанавливается в размере 20 процентов в сторону повышения или
понижения от расчетной цены ценной бумаги.
В случае реализации
(приобретения) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных
бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены, определенной исходя
из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, при определении
финансового результата для целей налогообложения принимается минимальная
(максимальная) цена, определенная исходя из расчетной цены ценной бумаги и
предельного отклонения цен.
При этом согласно
п. 2 ст. 15 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении
изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и
отдельные законодательные акты Российской Федерации" в период
приостановления действия абз. 4 п. 6 ст. 280 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации расчетная цена не обращающихся
на организованном рынке ценных бумаг может определяться налогоплательщиком
самостоятельно или с привлечением
оценщика с использованием методов оценки в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Для определения расчетной цены долговых ценных бумаг,
номинированных в валюте Российской Федерации, может быть использована ставка
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Порядок определения
расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, а также
методы оценки расчетной цены таких ценных бумаг (если оценка расчетной цены
осуществляется налогоплательщиком самостоятельно) должны быть закреплены в
учетной политике налогоплательщика.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
19.03.2010