Проблемная ситуация: Физлицо - инвалид II группы,
имеет права инвалида Великой Отечественной Войны и гражданина, подвергшегося
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
На правах собственности физлицо владеет
домом в деревне и земельным участком.
До прошлого года физлицо, в соответствии
с законодательством, не платило земельный налог. В этом году физлицом получено
налоговое уведомление, в котором указана налоговая база 113 975 руб. и
определена подлежащая уплате сумма с учетом льгот физлица, которые составили 30
руб.
Почему в прошлом году налоговая база
составляла 10 100 руб.? Должно ли указанное физлицо
уплачивать земельный налог и каков размер льгот?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 марта 2010 г. N 03-05-06-02/23
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты земельного
налога и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 65 Земельного
кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации
является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог
и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Федеральным законом
от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской
Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов
(положений законодательных актов) Российской Федерации" в Налоговый кодекс
Российской Федерации (далее - Кодекс) включена гл. 31 "Земельный
налог", регулирующая порядок исчисления и уплаты земельного налога.
Согласно ст. 15 Кодекса земельный налог
относится к местным налогам.
Данный налог является одним из основных
источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства
от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач,
стоящих перед органами местного самоуправления.
На основании ст. 387 гл. 31
"Земельный налог" Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований, вводится в действие и прекращает действовать в
соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях
этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога
признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на
праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве
пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками
организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них
на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору
аренды (ст. 388 Кодекса).
Статьей 395 Кодекса установлен перечень
категорий налогоплательщиков, которые освобождаются от уплаты земельного
налога. Такие категории налогоплательщиков, как инвалиды Великой Отечественной
войны, а также лица, подвергшиеся радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, в данный перечень не включены.
Вместе с тем, в
соответствии с п. 5 ст. 391 Кодекса для категорий налогоплательщиков, указанных
в данном пункте, налоговая база при исчислении земельного налога уменьшается на
не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика
на территории одного муниципального образования (городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в
собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.
К таким
налогоплательщикам, в частности, отнесены инвалиды, имеющие III степень
ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I
и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения
заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, инвалиды
с детства, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий, а также
физические лица, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Одновременно отмечаем, что положения гл.
31 "Земельный налог" Кодекса не исключают возможности предоставления
налоговых льгот в виде освобождения от уплаты земельного налога таких категории
налогоплательщиков, как инвалиды Великой Отечественной войны и лица,
подвергшиеся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Так, на основании п. 2 ст. 387 Кодекса
представительным органам муниципальных образований предоставлено право
самостоятельно устанавливать налоговые льготы,
основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой
налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное,
для решения вопроса о предоставлении инвалидам Великой Отечественной войны и
лицам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
налоговых льгот по уплате земельного налога следует обратиться в
представительный орган муниципального образования, на территории которого
находится земельный участок.
В отношении определения налоговой базы
для исчисления земельного налога обращаем внимание, что в соответствии со ст.
390 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как
кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом
налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в
соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса
Российской федерации определено, что для установления кадастровой стоимости
земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается
Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки
земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель
основывается на классификации земель по целевому назначению и виду
функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет и не
чаще одного раза в 3 года.
Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной
кадастровой оценки земель.
Споры, возникающие при проведении
государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
При этом отмечаем, что в соответствии с
Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N
437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
земельных отношений, государственной кадастровой оценки земель, является
Минэкономразвития России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
19.03.2010