Проблемная ситуация: Филиалом
федерального государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования в мае 2009 г. по результатам аукциона за
определенную независимым оценщиком сумму было приобретено право безвозмездного
пользования недвижимым имуществом и заключен срочный (6 лет) договор
безвозмездного пользования нежилым помещением, находящимся в муниципальной
собственности. В соответствии с договором помещение используется для
ведения уставной деятельности учреждения (образовательной). Учитывается ли в
целях исчисления налога на прибыль доход в виде безвозмездно полученного права
пользования имуществом?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 марта 2010 г. N 03-03-06/4/24
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу учета в целях
налогообложения прибыли имущества, полученного по договору безвозмездного
пользования.
В соответствии с п.
1 ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору
безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель)
обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование
другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в
том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в
состоянии, обусловленном договором.
К договору безвозмездного пользования
соответственно применяются правила о договоре аренды, предусмотренные ст. 607,
п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 610, п. п. 1 и 3 ст. 615, п. 2
ст. 621, п. п. 1 и 3 ст. 623 ГК РФ.
Получая имущество по договору
безвозмездного пользования, организация безвозмездно получает право пользования
данным имуществом.
Следовательно, для целей налогообложения
прибыли получение имущества в безвозмездное пользование является безвозмездным
получением имущественного права.
В соответствии со ст. 248 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к доходам в целях налогообложения
прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных
прав и внереализационные доходы.
Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ
внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в
виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав,
за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
В соответствии с пп.
22 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного
государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также
негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение
уставной деятельности.
Указанным подпунктом предусмотрено
освобождение указанных в нем образовательных учреждений только при получении
доходов в виде безвозмездно полученного имущества. Освобождение от
налогообложения доходов в виде безвозмездно полученных имущественных прав
данной нормой не предусмотрено.
В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ (в
ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ) при определении налоговой базы
не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде
подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на
содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности,
поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и
органов местного самоуправления и решений органов управления государственных
внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или)
физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.
При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны
вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках
целевых поступлений.
Согласно пп. 16
п. 2 ст. 251 НК РФ к указанным целевым поступлениям относятся имущественные
права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным
имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов
местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной
деятельности. Положения данного подпункта распространяются на правоотношения,
возникшие с 01.01.2010. При этом необходимо учитывать, что право безвозмездного
пользования государственным и муниципальным имуществом должно быть получено
некоммерческими организациями безвозмездно на основании решений органов
государственной власти и органов местного самоуправления.
При получении
имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из
рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже
определяемой в соответствии с гл. 25 НК РФ остаточной стоимости - по
амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по
иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком -
получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения
независимой оценки.
Установленный п. 8 ст. 250 НК РФ принцип
определения дохода при безвозмездном получении имущества, заключающийся в его
оценке исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ,
подлежит применению и при оценке имущественного права, в том числе права
пользования вещью.
Налогоплательщик, получающий по договору
в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных
доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом,
определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
19.03.2010