Проблемная ситуация: Согласно Федеральному закону от
21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнения
работ, оказания услуг для государственных нужд" ОАО
(научно-исследовательский институт) с 2008 г. участвует в закрытых конкурсах на
получение госзаказов на выполнение ОКР и серийное
изготовление военной продукции. Одно из требований заказчика при заключении госконтракта с победителем конкурса - обеспечение
исполнения обязательств по госконтракту. ОАО выбрало
в качестве такого обеспечения страхование ответственности по госконтракту.
Правомерно ли включать в расходы принимаемые в целях исчисления налога на прибыль в
2008 и 2009 гг. страховые взносы, уплачиваемые ОАО по договорам страхования
ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по госконтракту?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 марта 2010 г. N 03-03-06/1/155
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу учета в целях
налогообложения прибыли страховых взносов.
Перечень расходов на обязательное и
добровольное имущественное страхование установлен ст. 263 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с п.
1 ст. 263 НК РФ (в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении
изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующей с
01.01.2009) расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование
включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по
видам добровольного имущественного страхования, перечисленным в п. 1 ст. 263 НК РФ.
Согласно пп. 10
п. 1 ст. 263 НК РФ расходы на добровольное имущественное страхование включают
страховые взносы по другим видам добровольного имущественного страхования, если
в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование
является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности.
Пунктом 4 ст. 29
Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"
и отдельные законодательные акты Российской Федерации") установлено, что в
случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование
обеспечения исполнения государственного
или муниципального контракта, государственный или муниципальный контракт
заключается только после предоставления участником конкурса, с которым
заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, страхования
ответственности по контракту, договора поручительства или передачи заказчику в
залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере
обеспечения исполнения контракта, указанном в конкурсной документации. При этом
заказчик, уполномоченный орган в конкурсной документации вправе установить, что
обеспечение исполнения государственного или муниципального контракта в виде
страхования ответственности по контракту не допускается. В других случаях
способ обеспечения исполнения контракта из указанных способов определяется
таким участником конкурса самостоятельно.
Таким образом, если
заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения
исполнения государственного контракта, то страховые взносы по договору
страхования ответственности по вышеуказанному контракту с 01.01.2009 могут
учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли на основании пп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ, при условии, что конкурсной
документацией данный вид обеспечения исполнения контракта не исключается.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
19.03.2010