Проблемная ситуация: 1. Здравпункт, организованный на
территории организации, является структурным подразделением городской
клинической больницы. При этом данное структурное подразделение муниципального
лечебного учреждения, не имея своей материальной базы, размещается в помещении,
предоставленном организацией, и использует при осуществлении своей деятельности
медицинский инвентарь и медикаменты, также предоставляемые организацией. Кроме
того, организация несет затраты, связанные с оплатой услуг автотранспортного
предприятия по технической эксплуатации специальных автомобилей "Скорая
помощь" и управлению ими.
Вправе ли организация относить на расходы
в целях исчисления налога на прибыль затраты на содержание здравпункта, не
являющегося структурным подразделением организации, а также затраты, связанные
с оплатой услуг автотранспортного предприятия по технической эксплуатации
автомобилей "Скорая помощь" и управлению ими?
2. Территориальным
управлением МЧС России было предложено организации заключить договор на
выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности на условиях
предоставления во временное пользование договорному подразделению Федеральной
противопожарной службы (далее - ФПС) имущества организации, необходимого для
осуществления пожарной безопасности, а именно зданий, пожарной техники,
автотранспорта и т.п., с отнесением всех расходов, связанных с содержанием и
эксплуатацией данного имущества, на счет организации.
При этом предполагается, что стоимость
работ и услуг договорного подразделения ФПС должна покрывать только затраты на
оплату труда и иные затраты, связанные с содержанием личного состава
договорного подразделения ФПС России.
Вправе ли организация в целях исчисления
налога на прибыль учитывать расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией зданий,
пожарной техники, автотранспорта и другого имущества, передаваемого в
пользование договорного подразделения ФПС?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 марта 2010 г. N 03-03-06/1/152
В связи с письмом Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
1. Как следует из письма, здравпункт,
организованный на территории налогоплательщика, является структурным
подразделением городской клинической больницы.
Согласно пп. 7
п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим
расходам, связанным с производством и реализацией, относятся
в том числе расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря
здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
При этом указанные расходы должны
соответствовать положениям п. 1 ст. 252 Кодекса об обоснованности и
документальном подтверждении.
Глава 25 Кодекса не содержит положений,
позволяющих относить на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль расходы
на содержание здравпунктов, являющихся структурными подразделениями других
организаций.
2. Согласно пп.
6 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и
реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение пожарной
безопасности налогоплательщика и приобретение услуг пожарной охраны.
В соответствии со ст. 5 Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
государственная противопожарная служба является составной частью сил
обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует
деятельность других видов пожарной охраны.
В Государственную противопожарную службу
входит Федеральная противопожарная служба, которая включает
в том числе подразделения Федеральной противопожарной службы, созданные в целях
охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные
подразделения Федеральной противопожарной службы).
В соответствии со
ст. 24 Федерального закона "О пожарной безопасности" работы и услуги
в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые договорными
подразделениями Федеральной противопожарной службы, осуществляются на
возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением
Правительства РФ от 24.12.2008 N 989 утверждены Правила выполнения работ и
оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями
Федеральной противопожарной службы, согласно которым выполнение работ и
оказание услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями
Федеральной противопожарной службы осуществляются на основе договоров,
заключенных организациями с территориальными органами Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, специально
уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, расходы на приобретение
услуг пожарной охраны признаются организацией в целях налогообложения прибыли в
размере, установленном договором на оказание услуг в области пожарной
безопасности с договорными подразделениями федеральной противопожарной службы.
Однако налогоплательщик может нести
дополнительные расходы в области пожарной безопасности, в том числе расходы на
амортизацию и содержание пожарной спецтехники и зданий, находящихся в
собственности организации, расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.
При учете в целях налогообложения прибыли
вышеуказанных расходов следует учитывать положения п. 1 ст. 252 Кодекса,
согласно которым в целях гл. 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные
доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в
ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265
Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Как следует из ст. 1 Федерального закона
от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", законодательством
Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным
государственным органом в целях обеспечения пожарной безопасности
устанавливаются требования пожарной безопасности, которые представляют собой
специальные условия социального и (или) технического характера.
Таким образом, налогоплательщик, несущий
указанные дополнительные расходы, вызванные требованиями пожарной безопасности,
вправе учесть их в целях налогообложения прибыли организаций при условии их
обоснованности в общеустановленном порядке на основании соответствующих статей
гл. 25 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
19.03.2010