Проблемная ситуация: ФГУП в целях поддержания
взаимовыгодного сотрудничества проводит официальные приемы делегаций (деловые
переговоры). Подобные мероприятия могут продолжаться несколько дней. В течение
этого периода ФГУП несет расходы на проведение таких мероприятий в виде
завтраков, обедов и ужинов.
Можно ли при исчислении налога на прибыль
расходы на завтраки, обеды и ужины за время таких мероприятий учитывать как
представительские расходы с учетом п. 2 ст. 264 НК РФ, согласно которому к
представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема
(завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 марта 2010 г. N 03-03-06/4/26
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета для целей налогообложения
прибыли расходов на питание участников деловых переговоров и сообщает
следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными
расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются
любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
Согласно пп. 22
п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и
реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным
приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в
переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке,
предусмотренном п. 2 ст. 264 Кодекса.
На основании п. 2
ст. 264 Кодекса к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика
на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций,
участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного
сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров
(правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от
места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение
официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для
указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика,
участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту
проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа
и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг
переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода
во время проведения представительских мероприятий.
К представительским расходам не относятся
расходы на организацию развлечений, отдыха.
Представительские расходы в течение
отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере,
не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот
отчетный (налоговый) период.
По нашему мнению, расходы на завтраки,
обеды и ужины участников деловых переговоров могут быть учтены в составе
расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, в размере, не
превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный
(налоговый) период. Однако затраты на подобные мероприятия должны быть
экономически оправданными. При этом расходы, связанные с проведением деловых
переговоров, должны быть подтверждены соответствующими документами,
оформленными в соответствии с законодательством.
Документами, служащими для подтверждения
представительских расходов, могут являться, в частности:
- приказ (распоряжение) руководителя
организации об осуществлении расходов на указанные цели;
- смета представительских расходов;
- первичные документы, в том числе в
случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для
представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;
- отчет о представительских расходах по
проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются:
- цель представительских мероприятий,
результаты их проведения;
- иные необходимые данные о проведенном
мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели.
При этом все расходы, перечисленные в
отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами.
При отсутствии документального
подтверждения указанные расходы не учитываются для целей налогообложения
прибыли, так как не соответствуют принципам признания расходов в целях
налогообложения прибыли согласно п. 1 ст. 252 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22.03.2010