Проблемная ситуация: Пунктом 1 ст.
14 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в
части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации" введен мораторий на применение
налоговыми агентами расчетных цен, разработанных федеральным органом
исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Министерством
финансов Российской Федерации, для исчисления НДФЛ с дохода в виде материальной
выгоды. При этом налоговым законодательством не установлен порядок определения
расчетной цены по сделкам с ценными бумагами, не обращающимися на ОРЦБ.
При введении аналогичного моратория
применительно к расчетным ценам по сделкам с необращающимися
ценными бумагами для налога на прибыль на период моратория допускается
применять самостоятельно разработанные расчетные цены с учетом положений
учетной политики налогоплательщика (ст. 15 Федерального закона от 25.11.2009 N
281-ФЗ).
Вправе ли налоговый агент (банк) при
исчислении дохода в виде материальной выгоды для целей НДФЛ использовать
расчетные цены, порядок определения которых закреплен в его учетной политике?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 марта 2010 г. N 03-04-06/2-44
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения дохода
в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг, и в
соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с п. 4 ст. 212 Кодекса при
получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в пп. 3 п. 1 ст. 212 Кодекса, налоговая база определяется как
превышение рыночной стоимости ценных бумаг, финансовых инструментов срочных
сделок над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.
Рыночная стоимость ценных бумаг, не
обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется исходя из
расчетной цены ценных бумаг с учетом предельной границы ее колебаний, если иное
не установлено ст. 212 Кодекса.
Абзацем 6 п. 4 ст.
212 Кодекса установлено, что порядок определения рыночной цены ценных бумаг,
расчетной цены ценных бумаг, а также порядок определения предельной границы
колебаний рыночной цены устанавливаются в целях гл. 23 Кодекса федеральным
органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с
Министерством финансов Российской Федерации с учетом положений п. 4 ст. 212
Кодекса.
Вместе с этим Федеральным законом от
25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации" (далее - Закон N 281-ФЗ) действие указанного абзаца
приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г. включительно.
В период приостановления действия абз. 6 п. 4 ст. 212 Кодекса порядок определения рыночной
цены ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг,
установлен п. 2 ст. 14 Закона N 281-ФЗ.
Специальных положений, устанавливающих
порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на
организованном рынке ценных бумаг, в период приостановления действия абз. 6 п. 4 ст. 212 Кодекса, Кодексом не установлено.
В этой связи при исчислении дохода в виде
материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг, не обращающихся на
организованном рынке ценных бумаг, в период приостановления действия абз. 6 п. 4 ст. 212 Кодекса, налоговый агент вправе
использовать расчетные цены, порядок определения которых закреплен в его
учетной политике.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22.03.2010