Проблемная ситуация: Бюджетное учреждение осуществило
сдачу серебросодержащих отходов. Покупатель перечислил денежные средства. На
лицевой счет учреждения денежные средства не поступают. Перечисление
осуществляется на счет УФК по субъекту РФ и поступает в доход субъекта РФ.
За неисполнение условий по договору
учреждение начислило поставщику пени за просрочку поставки товара. На лицевой
счет учреждения денежные средства не поступают. Перечисление поставщиком суммы
пеней также осуществляется на счет УФК по субъекту РФ и поступает в доход
бюджета субъекта РФ.
Следует ли включать в налоговую базу при
исчислении налога на прибыль данные суммы? Являются ли данные суммы
внереализационным доходом?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 марта 2010 г. N 03-03-06/4/30
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 246 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками налога на прибыль
организаций признаются все российские организации, включая бюджетные
учреждения.
Особенности ведения
налогового учета бюджетными учреждениями установлены в ст. 321.1 НК РФ, в
соответствии с которой налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые
за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также
получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести
раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках
целевого финансирования и за счет иных источников.
В целях налогообложения прибыли иными
источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных
учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации
товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Участие бюджетных учреждений в договорных
отношениях, связанных с реализацией серебросодержащих отходов, в соответствии
со ст. 321.1 НК РФ относится к коммерческой (приносящей доход) деятельности
этих бюджетных учреждений.
В налоговом учете учет операций по исчислению
доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой
деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. Доходы
определяются в соответствии со ст. ст. 248 - 250 НК РФ на основании данных
первичных учетных документов и налогового учета.
В соответствии со ст. 249 НК РФ средства,
полученные от реализации серебросодержащих отходов, являются доходом от
реализации и согласно статье 321.1 НК РФ подлежат учету бюджетными учреждениями
при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В соответствии с п.
3 ст. 250 НК РФ доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате
должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов,
пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм
возмещения убытков или ущерба в целях налогообложения прибыли относятся к
внереализационным доходам. Положения
указанного пункта распространяются в том числе и на
бюджетные учреждения, участвующие в договорных отношениях.
Таким образом, пени за просрочку поставки
товара являются внереализационным доходом бюджетного учреждения и согласно ст.
321.1 НК РФ подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
24.03.2010