Проблемная ситуация: ООО осуществляет продажу
дорожно-строительной техники. В связи с падением продаж ООО решило ввести
премиальную программу для лизинговых компаний: с лизинговой компанией
заключается рамочное бонусное соглашение, в котором определяются условия, сроки
и порядок выплаты бонуса (премии).
Среди прочих условий согласовывается
минимальный годовой оборот, по достижении которого лизинговая компания вправе
претендовать на выплату ей бонуса (премии). Размер бонуса (премии) определяется
сторонами в отношении каждого заключаемого с лизинговой компаний договора
купли-продажи.
Бонусное соглашение не возлагает на
лизинговую компанию каких-либо дополнительных обязанностей.
Вправе ли ООО на
основании пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ включить
выплачиваемые бонусы (премии) в состав расходов, учитываемых при определении
налоговой базы по налогу на прибыль?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 марта 2010 г. N 03-03-06/1/191
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях
налогообложения расходов на выплату бонусов (премий) лизинговым компаниям и
сообщает следующее.
В соответствии с пп.
19.1 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в
состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией,
включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно
не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся
затраты в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом
покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности
объема покупок.
На основании п. 1 ст. 454 Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору купли-продажи одна
сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой
стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за
него определенную денежную сумму (цену).
В п. 1 ст. 779 ГК РФ предусмотрено, что
по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию
заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить
определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Обращаем внимание, что пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ применяется только в отношении
договоров купли-продажи. Если сторонами договоров возмездного оказания услуг
являются исполнитель и заказчик, положения пп. 19.1
п. 1 ст. 265 НК РФ в отношении таких договоров не применяются.
Согласно пп. 20
п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством
и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности,
непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, в частности
другие обоснованные расходы.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально
подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки),
осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными
расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при
расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств,
свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект
в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом
законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не
регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности,
обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы,
не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической
деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик
осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и
единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка
экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов
осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля,
порядок проведения которого установлен НК РФ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
25.03.2010