Проблемная ситуация: При приобретении организацией
основного средства в порядке импорта стоимостью 200 евро 30.11.2009 была
сделана предоплата в размере 100 евро по курсу 45 руб/евро,
рублевый эквивалент составляет 4500 руб.
На 31.12.2009 в бухгалтерском учете
вышеуказанный аванс учитывался в рублевом эквиваленте по курсу Банка России на
30.11.2009 в размере 4500 руб. А в налоговом учете - в рублевом эквиваленте по
курсу Банка России (43 руб/евро) на дату переоценки
на конец отчетного периода (31.12.2009) в размере 4300 руб.
На дату перехода
права собственности на приобретаемое основное средство (15.01.2010) в
соответствии с п. 11 ст. 250, пп. 5 п. 1 ст. 265 НК
РФ, п. п. 16, 21 ст. 2, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации" сформирована оценка
основного средства в рублевом эквиваленте в целях налогового учета - 8700 руб.:
100 евро x 45 руб. = 4500,00 руб. (по
курсу на дату перечисления аванса);
100 евро x 42 руб. = 4200,00 руб. (по
курсу на дату перехода права собственности на приобретаемое основное средство -
42 руб/евро).
Следует ли сделать переоценку авансовых
платежей на 01.01.2010 в соответствии с курсом на даты перечисления сумм
авансов, так как в налоговом учете они отражены по курсу переоценки на
31.12.2009?
Можно ли учесть возникшую курсовую
разницу как расходы (доходы) в целях исчисления налога на прибыль?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 марта 2010 г. N 03-03-06/1/175
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу, относящемуся к
своей компетенции, сообщает следующее.
Федеральным законом
от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2010, внесены изменения в
п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ), касающиеся отмены переоценки полученных и
выданных авансов, выраженных в иностранной валюте.
Так, на основании
п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе
доходов (расходов) налогоплательщиков для целей налогообложения прибыли
организаций учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы,
возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением
ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств),
стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов,
выданных (полученных) в том
числе по валютным счетам в банках), проводимой в связи с изменением
официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации,
установленного Центральным банком Российской Федерации.
До 1 января 2010 г. полученные авансы
переоценивались на конец каждого отчетного периода, а образовавшаяся в
результате такой переоценки положительная (отрицательная) курсовая разница
учитывалась в составе внереализационных доходов (расходов) налогоплательщика.
С вступлением в силу новой редакции п. 11
ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ полученные авансы
не переоцениваются. При этом стоимость имущества, оплаченного в иностранной
валюте путем предварительной оплаты, может определяться по курсу Центрального
банка Российской Федерации, действовавшему на дату перечисления аванса, в
части, приходящейся на предварительную оплату.
Следует обратить внимание на то, что при
применении в целях гл. 25 НК РФ метода начисления авансы (как выданные, так и
полученные), в соответствии с п. 1 ст. 271 и п. 1 ст. 272 НК РФ, в налоговой
базе не учитываются.
При этом курсовые разницы, учтенные в
целях налогообложения прибыли в 2009 г., возникшие от переоценки авансов,
полученных или выданных в 2009 г., тогда как дата признания доходов (расходов)
по соответствующим договорам приходится на 2010 г., в налоговом учете 2009 г.
не восстанавливаются.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих
правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным
правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от
07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
25.03.2010