Проблемная ситуация: Основным видом деятельности ФГУП
является осуществление воздушных перевозок.
На балансе предприятия имеются вертолеты,
учитываемые в бухгалтерском и налоговом учете как единый инвентарный объект с
учетом всех приспособлений, принадлежностей, узлов и агрегатов. В процессе
эксплуатации вертолета производится замена его отдельных частей, а именно
редукторов, втулок, двигателей, винтов рулевых, авиагоризонтов, автоматов
перекоса, лопастей несущего винта, по причине выработки назначенного ресурса.
Замена указанных узлов и агрегатов не
влечет изменения технологического или производственного назначения вертолета, а
также его эксплуатационных качеств.
Стоимость редукторов, втулок, двигателей,
винтов рулевых, авиагоризонтов, автоматов перекоса, лопастей несущего винта
превышает 20 000 руб.
Имеет ли право ФГУП учитывать узлы и
агрегаты в составе материально-производственных запасов на счете 10
"Материалы" и для целей исчисления налога на прибыль включать в
расходы затраты на их приобретение в полной сумме по мере ввода запасных частей
в эксплуатацию (установки на вертолеты)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 марта 2010 г. N 03-03-06/4/33
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке признания
расходов на замену запасных частей единого инвентарного объекта в целях налогообложения
прибыли и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 257 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под основными средствами в целях
гл. 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения
работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной
стоимостью более 20 000 руб.
Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ
первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки,
дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения,
частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
К работам по достройке, дооборудованию,
модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или
служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта
амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми
качествами.
В целях гл. 25 НК РФ к реконструкции
относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с
совершенствованием производства и повышением его технико-экономических
показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей,
улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
К техническому перевооружению относится
комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных
средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и
технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены
морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более
производительным.
Учитывая, что замена отдельных частей
основного средства, принятого в налоговом учете в качестве единого инвентарного
объекта, не влечет изменения его технологического, производственного назначения
и эксплуатационных качеств, расходы на такую замену, согласно ст. 260 НК РФ,
могут быть отнесены к расходам на ремонт основных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 260 НК РФ
расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком,
рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том
отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере
фактических затрат.
Учитывая
изложенное, расходы на замену отдельных частей основного средства, не
изменяющую его технологических, производственных и эксплуатационных качеств,
учитываются в составе прочих расходов и признаются для целей налогообложения в
том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических
затрат на основании п. 1 ст. 260 НК РФ.
Одновременно
сообщаем, что по сообщению Департамента регулирования государственного
финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и
отчетности, в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской
Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от
23.03.2005 N 45н, если законодательством не установлено иное, в Министерстве
финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по разъяснению
(толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения. Учитывая изложенное, в компетенцию
Министерства финансов Российской Федерации не входит консультирование
коммерческих организаций по вопросам бухгалтерского учета.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
25.03.2010