Проблемная ситуация: О предоставлении налоговых льгот
по земельному налогу инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, лицам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 марта 2010 г. N 03-05-06-02/25
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты земельного
налога и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса
Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в
Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли
являются земельный налог и арендная плата.
Согласно ст. 15 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) земельный налог относится к
местным налогам.
Данный налог является одним из основных
источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства
от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач,
стоящих перед органами местного самоуправления.
На основании ст.
387 гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса земельный налог
устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и
прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований и
обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налоговая база для исчисления земельного
налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых
объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется
в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390
Налогового кодекса).
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса
для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится
государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной
кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки
земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель
основывается на классификации земель по целевому назначению и виду
функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет и не
чаще одного раза в 3 года.
Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной
кадастровой оценки земель.
Споры, возникающие при проведении
государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с Положением о
Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной
кадастровой оценки земель, является Минэкономразвития России.
Таким образом, по вопросам, связанным с
увеличением кадастровой стоимости земельного участка, следует обращаться в
Минэкономразвития России.
На основании п. 1 ст. 388 Налогового
кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и
физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом
налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности,
праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого
владения.
При этом ст. 395 Налогового кодекса
установлен перечень категорий налогоплательщиков, которые освобождаются от
уплаты земельного налога. Такие категории налогоплательщиков, как участники
Великой Отечественной войны, инвалиды, ветераны труда, а также лица,
подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в
данный перечень не включены.
Вместе с тем в
соответствии с п. 5 ст. 391 Налогового кодекса для категорий
налогоплательщиков, указанных в данном пункте, налоговая база при исчислении
земельного налога уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000
руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального
образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в
отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном
(бессрочном) пользовании или пожизненном
наследуемом владении.
К таким
налогоплательщикам, в частности, относятся инвалиды, имеющие III степень
ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I
или II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения
заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, инвалиды
с детства, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды
боевых действий, а также физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской
Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Одновременно обращаем внимание, что на
основании п. 2 ст. 387 Налогового кодекса при установлении земельного налога
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их
применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы
для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное,
для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по земельному налогу
инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, лицам, подвергшимся радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, следует обращаться в
представительный орган муниципального образования, на территории которого
располагается земельный участок.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
25.03.2010