Проблемная ситуация: В соответствии с положениями п. 2
ст. 811 ГК РФ в случае, если договором займа предусмотрено возвращение займа по
частям, то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной
части займа, заимодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся
суммы займа вместе с причитающимися процентами.
При этом п. 16
Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от
08.10.1998 "О практике применения положений Гражданского кодекса
Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными
средствами" определено, что в случаях, когда на основании п. 2 ст. 811 ГК
РФ заимодавец вправе потребовать досрочного возврата суммы займа вместе с
причитающимися процентами, проценты в установленном договоре размере могут быть взысканы по
требованию заимодавца до дня, когда сумма займа в соответствии с договором
должна была быть возвращена.
Кредитным договором предусмотрен возврат
кредита по частям (траншами) по согласованному сторонами графику погашения.
Заемщик нарушил условия частичного погашения (не был своевременно возвращен
очередной транш, срок погашения которого наступил). Банк обратился в суд с
требованием возврата суммы всего непогашенного остатка кредита и процентов за
весь период действия договора (до даты погашения последнего транша,
установленного в кредитном договоре). Суд удовлетворил требования банка, и
указанные проценты были присуждены к уплате должником.
Каков порядок учета
для целей налога на прибыль процентов, присужденных к взысканию с заемщика на
основании п. 2 ст. 811 НК РФ: равномерно в течение срока действия кредитного
договора в соответствии с п. 6 ст. 271 НК РФ или единовременно на дату
вступления в силу решения суда в соответствии с пп. 4
п. 4 ст. 271 НК РФ как "иную
санкцию" за нарушение договорных (долговых) обязательств?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 марта 2010 г. N 03-03-06/2/57
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу, относящемуся к
своей компетенции, сообщает следующее.
Пунктом 2 ст. 811 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что если договором займа
предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку), то при нарушении
заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, заимодавец
вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с
причитающимися процентами.
Согласно п. 16
Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13 и Пленума ВАС РФ N 14 от
08.10.1998 в случаях, когда на основании п. 2 ст. 811 ГК РФ заимодавец вправе
потребовать досрочного возврата суммы займа или его части вместе с
причитающимися процентами, проценты в установленном договором размере (ст. 809
ГК РФ) могут быть взысканы по требованию заимодавца до дня, когда сумма займа в соответствии с договором должна была быть
возвращена.
Учитывая
изложенное, заимодавец при нарушении заемщиком срока, установленного для
возврата очередной части займа, может получить проценты в установленном
договором размере, начисленные до дня, когда сумма займа в соответствии с
договором должна была быть возвращена, т.е. за тот период, когда заемщик уже
фактически не пользовался полученным по договору займа денежными средствами.
Таким образом, проценты, полученные
заимодавцем на основании п. 2 ст. 811 ГК РФ за тот период, когда заемщик не
пользовался полученными денежными средствами, ввиду того, что обязанность их
уплатить у заемщика возникает в связи с нарушением им условий договора займа о
сроке погашения суммы займа, носят штрафной характер.
Согласно пп. 4
п. 4 ст. 271 НК РФ датой признания дохода в виде штрафов, пеней и (или) иных
санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм
возмещения убытков (ущерба) является дата признания должником либо дата
вступления в законную силу решения суда.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России
от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
26.03.2010