Проблемная ситуация: О порядке учета произведенных на
территории Финляндской Республики расходов в целях исчисления налога на
прибыль, подлежащего уплате постоянным представительством финской компании,
расположенным на территории Российской Федерации.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 марта 2010 г. N 03-08-05/1
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросу учета произведенных на
территории Финляндской Республики расходов при исчислении прибыли, относящейся
к постоянному представительству финской компании, расположенному на территории
Российской Федерации, и сообщает.
В соответствии с п.
2 ст. 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством
Финляндской Республики об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы от 04.05.1996 (далее -
Соглашение) с учетом положений п. 3 ст. 7 Соглашения, если лицо, являющееся
резидентом одного Договаривающегося Государства, осуществляет
предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через
расположенное там постоянное представительство, то в каждом Договаривающемся Государстве к такому постоянному представительству
относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было
самостоятельным и отдельным лицом, занятым такой же или аналогичной
деятельностью при таких же или аналогичных условиях, и действовало бы в полной
независимости от лица, постоянным представительством которого оно является.
Пунктом 3 ст. 7 Соглашения установлено,
что при определении прибыли постоянного представительства допускается вычет
расходов, понесенных для целей постоянного представительства, включая
управленческие и общие административные расходы, понесенные как в Государстве,
в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте.
При этом вычеты расходов, понесенных для
целей постоянного представительства, должны осуществляться в соответствии с
нормами и ограничениями, установленными национальным законодательством сторон.
Состав расходов, учитываемых при исчислении
налога на прибыль иностранных организаций, определяется в соответствии со ст.
ст. 252 - 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Так, согласно п. 1 ст. 252 Кодекса
расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты,
осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором).
В соответствии с п.
5.2 Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.03.2003
N БГ-3-23/150 "Об утверждении Методических рекомендаций налоговым органам
по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской
Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов)
иностранных организаций" (далее - Приказ) при исчислении прибыли,
относящейся к постоянному представительству, затраты иностранной организации,
как и доходы, также принимаются в той части,
которая относится к данному постоянному представительству. При этом не имеет
значения, через какие счета иностранной организации (в России или за рубежом)
производятся расчеты, связанные с осуществлением деятельности иностранной
организации через ее постоянное представительство в Российской Федерации.
Состав расходов, учитываемых при
исчислении налога на прибыль иностранных организаций, определяется в том же
порядке, что и для организаций, являющихся юридическими лицами по
законодательству Российской Федерации, и установлен ст. ст. 253 - 269 Кодекса.
Международным договором Российской
Федерации с иностранным государством может быть предусмотрена возможность
включения в состав расходов постоянного представительства расходов, включая
управленческие и общеадминистративные расходы, понесенных иностранной организацией
на осуществление деятельности постоянного представительства в Российской
Федерации в других государствах.
Если расходы понесены иностранной
организацией в пользу всех своих отделений, расположенных в разных
государствах, то доля расходов, передаваемых российскому постоянному
представительству, должна быть обоснована иностранной организацией согласно
утвержденному порядку распределения заграничным подразделениям доходов
иностранной организации.
Расходы, передаваемые головным офисом
постоянному представительству, считаются произведенными в том периоде, когда
они были фактически переданы.
Необходимость установления методики
определения доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу на
прибыль предусмотрена в ст. 313 Кодекса.
Таким образом, расходы, понесенные
иностранной организацией за пределами Российской Федерации для целей, связанных
с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации, могут
быть приняты при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль российского
представительства при соблюдении следующих условий:
- расходы подтверждены документально и
соответствуют требованиям ст. ст. 252 - 269 Кодекса;
- имеются методика распределения
передаваемых расходов и расчет конкретных показателей, на основании которых
производится распределение расходов, подписанные руководителем головного офиса;
- представлен расчет доли расходов,
передаваемых российскому отделению иностранной организации, произведенный на
основании утвержденных показателей и подтверждающих документов.
Относительно
необходимости перевода на русский язык документов, подтверждающих расходы,
понесенные иностранной организацией за пределами Российской Федерации для
целей, связанных с деятельностью ее постоянного представительства в Российской
Федерации, и оформленных на иностранном языке, сообщаем, что согласно п. 9
Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н
"Об утверждении Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации",
документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной
деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
осуществляются на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на
иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
Таким образом, документирование
хозяйственных операций, включая оформление первичных учетных документов,
осуществляется на русском языке.
Перевод с иностранного языка на русский
язык может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и специалистом
самой организации, на которого возложена такая обязанность в рамках исполнения
должностных обязанностей.
Следовательно,
документы, подтверждающие понесенные организацией расходы, составленные на
иностранном языке и переведенные на русский профессиональным переводчиком
(компетентным сотрудником организации), могут быть приняты к налоговому учету в
качестве первичных документов, если они оформлены в соответствии с
законодательством Российской Федерации либо согласно обычаям делового оборота,
применяемым в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
26.03.2010