Вопрос: О порядке
определения налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка) по
земельному налогу; о необходимости обращения в представительный орган
муниципального образования для решения вопросов, связанных с установлением
конкретных налоговых ставок и предоставлением льгот; о порядке и сроках уплаты
земельного налога и авансовых платежей по налогу.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 марта 2010 г. N 03-05-06-02/26
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 65 Земельного
кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в
Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли
являются земельный налог и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного
налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и
сборах.
Согласно ст. 15 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) земельный налог относится к
местным налогам.
Данный налог является одним из основных
источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства
от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач,
стоящих перед органами местного самоуправления.
На основании ст.
387 гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса земельный налог
устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований (законами городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), вводится в действие и
прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов
Российской Федерации.
Налогоплательщиками
земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие
земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со
ст. 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1
ст. 388 Налогового кодекса).
Налоговая база для исчисления земельного
налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых
объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется
в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390
Налогового кодекса).
Налоговая база для исчисления земельного
налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая
стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса
для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная
кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой
оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки
земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель
основывается на классификации земель по целевому назначению и виду
функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет и не
чаще одного раза в 3 года.
Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной
кадастровой оценки земель.
Споры, возникающие при проведении
государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
При этом отмечаем, что в случае изменения
налоговой базы по земельному налогу (кадастровой стоимости земельного участка)
в течение налогового периода не вследствие исправления технических ошибок либо
судебного решения для исчисления земельного налога должна применяться налоговая
база, определенная на начало налогового периода, то есть на 1 января года,
являющегося налоговым периодом.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N
437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
государственной кадастровой оценки земель, является Минэкономразвития России.
Таким образом, по вопросам, связанным с
увеличением кадастровой стоимости земельного участка, следует обращаться в
Минэкономразвития России.
Также обращаем внимание, что на основании
ст. 394 Налогового кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога
устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований в пределах, установленных п. 1 ст. 394 Налогового
кодекса. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок
в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного
участка.
Статьей 395 Налогового кодекса установлен
перечень категорий налогоплательщиков, которые освобождаются от уплаты
земельного налога. Такие категории налогоплательщиков, как пенсионеры,
участники Великой Отечественной войны, инвалиды, труженики тыла, а также
малообеспеченные и многодетные семьи, в данный перечень не включены.
Вместе с тем в
соответствии с п. 5 ст. 391 Налогового кодекса для категорий
налогоплательщиков, указанных в данном пункте, налоговая база при исчислении
земельного налога уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000
руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального
образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в
отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном
(бессрочном) пользовании или пожизненном
наследуемом владении.
К таким налогоплательщикам,
в частности, относятся инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к
трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I или II группу
инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о
степени ограничения способности к трудовой деятельности, инвалиды с детства,
ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых
действий.
При этом следует иметь в виду, что на
основании п. 2 ст. 387 Налогового кодекса при установлении земельного налога
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их
применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы
для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное,
для решения вопросов, связанных с установлением конкретных налоговых ставок для
уплаты земельного налога и предоставлением налоговых льгот по земельному
налогу, следует обращаться в представительный орган муниципального образования,
на территории которого располагается земельный участок.
В отношении сроков уплаты земельного
налога отмечаем, что в соответствии с п. 1 ст. 397 Налогового кодекса земельный
налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в
порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований (законами городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Налогоплательщики, являющиеся физическими
лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового
уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 Налогового кодекса).
В случае если обязанность по исчислению
суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления
срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое
уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога,
подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (ст. 52
Налогового кодекса).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
29.03.2010