| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: О порядке налогообложения налогом на прибыль денежных средств, полученных украинским банком от российского банка по договору банковской гарантии в сумме основного долга по кредиту, не погашенному должником (украинской компанией), процентов и неустоек.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 30 марта 2010 г. N 03-08-05

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения доходов украинского банка, полученных от российского банка по договору банковской гарантии, и сообщает следующее.

Как следует из запроса, украинский банк получает денежные средства от российского банка по договору банковской гарантии в сумме основного долга по кредиту, не погашенному должником, процентов и неустоек.

В соответствии со ст. 368 "Понятие банковской гарантии" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.

Статья 370 "Независимость банковской гарантии от основного обязательства" Кодекса устанавливает, что предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство.

Таким образом, независимость банковской гарантии от обеспечиваемого обязательства не влияет на определение вида дохода бенефициара (украинского банка) для целей налогообложения, а следовательно, применения соответствующих положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 08.02.1995 (далее - Соглашение).

В соответствии с п. 4 ст. 11 "Проценты" Соглашения термин "проценты" при использовании в этой статье означает доход от долговых требований любого вида, в частности, доход от правительственных ценных бумаг и доход от облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши, выплачиваемые по этим ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам.

В ст. 11 Модели конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития по налогам на доход и капитал (далее - Модель), на основе которой Российской Федерацией заключаются с иностранными государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, указано, что штрафы за несвоевременные выплаты не рассматриваются в качестве процентов.

Однако в соответствии с Комментариями к Модели договаривающиеся государства в своих двусторонних конвенциях могут исключить из определения вышеуказанную оговорку и, следовательно, рассматривать штрафы как проценты для целей налогообложения. При этом штрафы, состоящие как из платежей, подсчитываемых пропорционально истекшему времени, так и из фиксированных сумм или же из комбинации обеих форм оплаты, рассматриваются для целей применения налогового режима одинаково.

Согласно п. 2 ст. 11 Соглашения Российской Федерации предоставлено первоочередное право налогообложения процентного дохода, выплачиваемого российским банком украинскому банку, в соответствии с законодательством в области налогов и сборов Российской Федерации, но если получатель - украинский банк фактически имеет право на проценты, взимаемый налог не должен превышать 10 процентов от валовой суммы процентов.

В соответствии со ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что платеж российского банка (гаранта) украинскому банку (бенефициару), покрывающий задолженность украинской компании перед данным украинским банком, состоит из основного долга, процентов и неустоек (штрафов), налогообложение суммы процентов и суммы штрафных санкций (неустоек), выплачиваемых украинскому банку, осуществляется в Российской Федерации по ставке 10 процентов в соответствии с п. 2 ст. 11 Соглашения, а сумма основного долга не является доходом для украинского банка.

Следует отметить, что при применении положений Соглашения необходимо также учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 310 Кодекса в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 Кодекса.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.КОМОВА

30.03.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024