Проблемная ситуация: Конституционный
Суд РФ в Постановлении от 22.06.2009 N 10 указал, что положения ст. 321.1 НК РФ
и абз. 2 п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ в той
мере, в какой они в системе действующего правового регулирования не отвечают
требованиям определенности законно установленного порядка исполнения
государственными образовательными учреждениями высшего профессионального
образования обязанности по уплате налога на прибыль организаций с доходов
от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального
имущества, не соответствуют Конституции РФ, ее ст. ст. 19 (ч. 1) и 57.
Федеральным законодательством не был
урегулирован порядок исполнения государственными образовательными учреждениями
высшего профессионального образования обязанности по уплате
налога на прибыль с доходов от сдачи в аренду переданного им в
оперативное управление федерального имущества.
С учетом
характеристик счета N 40101, куда зачисляются доходы от сдачи в аренду
имущества, находящегося в оперативном управлении, бюджетные учреждения не
обладают в отношении находящихся на нем финансовых средств какими-либо
распорядительными полномочиями, в частности, они не вправе давать поручения на
их списание в целях реализации обязанности по уплате налогов и сборов. Доходы, полученные учреждением от сдачи в аренду имущества, после их
зачисления в доход федерального бюджета признаются источником дополнительного
бюджетного финансирования, отражаются на лицевом счете и направляются на
содержание и развитие материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований.
В каком порядке в целях исчисления налога
на прибыль федеральному государственному образовательному учреждению высшего
профессионального образования следует учитывать доход от сдачи в аренду
имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности и
переданного бюджетному учреждению в оперативное управление?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 марта 2010 г. N 03-03-06/4/35
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо по вопросу учета в целях
налогообложения прибыли доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в
государственной (муниципальной) собственности и переданного бюджетным
учреждениям в оперативное управление, сообщает следующее.
В соответствии с п.
3 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) доходы от
использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной
собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством
о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также
имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе
казенных, относятся к неналоговым доходам бюджетов.
В соответствии со ст. 246 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) бюджетные учреждения признаются
плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по
этому налогу в порядке, установленном гл. 25 "Налог на прибыль
организаций" НК РФ.
Согласно п. 1 ст.
321.1 НК РФ налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет
средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие
доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный
учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого
финансирования, и за счет иных источников. Участие
бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих при передаче в
пользование арендаторам имущества, находящегося в федеральной собственности и
переданного бюджетным учреждениям в оперативное управление, относится к
коммерческой (приносящей доход) деятельности этих бюджетных учреждений.
Налоговая база по налогу на прибыль бюджетных учреждений определяется как
разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных
работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС,
акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов,
связанных с ведением коммерческой деятельности.
В налоговом учете учет операций по
исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с
ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25 "Налог
на прибыль организаций" НК РФ. Доходы определяются в соответствии со ст.
ст. 248 - 250 НК РФ на основании данных первичных учетных документов и
налогового учета.
В соответствии с п.
4 ст. 250 НК РФ средства, полученные от сдачи в аренду имущества, относятся к
внереализационным доходам, если такие доходы не определяются налогоплательщиком
в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, то есть как выручка от реализации услуг,
и согласно ст. 321.1 НК РФ подлежат учету бюджетными учреждениями при
определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Конституционный Суд Российской Федерации
в Постановлении от 22.06.2009 N 10-П признал положения п. 4 ч. 2 ст. 250 НК РФ
и абз. 2 п. 3 ст. 41 БК РФ
не противоречащими Конституции Российской Федерации в той части, в какой они
предполагают включение в налоговую базу по налогу на прибыль организаций
доходов от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального
имущества и возникновение для этих учреждений обязанности по уплате налога на
прибыль организаций с указанных доходов. Впредь до внесения в законодательство
необходимых изменений государственные образовательные учреждения высшего
профессионального образования не освобождаются от обязанности его уплаты в
порядке, определяемом на данный момент с учетом разъяснений, содержащихся в
правовых актах уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по
вопросам применения законодательства о соответствующем налоге.
Разъяснения Минфина России о порядке
осуществления до 2010 г. расходов по уплате бюджетными учреждениями налога на
прибыль от сдачи в аренду государственного имущества даны в Письме Минфина
России от 14.11.2008 N 02-03-0/3467.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
30.03.2010