Проблемная ситуация: Относится ли
земельный участок организации ветеринарной службы - станции по борьбе с
болезнями животных к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии
с законодательством РФ, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и
таможенных нужд, которые не признаются объектом налогообложения по земельному
налогу в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ?
Земельный участок находится в
муниципальной собственности и передан учреждению на праве постоянного
(бессрочного) пользования.
Государственное учреждение Владимирской
области входит в систему государственной ветеринарной службы Российской
Федерации согласно п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N
4979-1 "О ветеринарии" как подведомственное учреждение Департамента
ветеринарии Администрации Владимирской области и осуществляет государственный
ветеринарный надзор на закрепленной территории. Задачами
учреждения являются предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных
болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства в
ветеринарно-санитарном отношении; защита населения от болезней, общих для
человека и животных; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных
болезней животных из иностранных государств; надзор за производством и применением
биологических, химических и других лекарственных средств для животных;
осуществление специальных мероприятий по защите животных от поражающего
воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф.
Согласно Приложению к Положению о единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N
794, в перечень создаваемых Минсельхозом России функциональных подсистем Единой
системы ПЛЧС входят функциональные подсистемы защиты сельскохозяйственных
животных, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах,
находящихся в ведении Минсельхоза России. Органы службы ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в
сельском хозяйстве, органы охраны здоровья населения составляют силы
обеспечения безопасности согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от
05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности".
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 марта 2010 г. N 03-05-05-02/19
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о непризнании объектом
налогообложения земельным налогом в соответствии с пп.
3 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
земельного участка, принадлежащего ГУ ВО, и сообщает следующее.
В соответствии с пп.
3 п. 2 ст. 389 Кодекса земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии
с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения
обороны, безопасности и таможенных нужд, не признаются объектом налогообложения
земельным налогом.
На основании пп.
5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте
земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности,
оборонной промышленности, таможенных нужд.
Согласно разъяснениям Департамента
недвижимости Минэкономразвития России, изложенным в Письме от 16.03.2010 N
Д23-877, исключение земельных участков, ограниченных в обороте, из объектов
налогообложения по земельному налогу связано с категорией земель, целевым
назначением, а также имеющимися на них объектами.
Для отнесения
земельных участков к ограниченным в обороте в соответствии с законодательством
Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и
таможенных нужд, важным является разрешенное использование земельного участка
либо его фактическое использование для обеспечения деятельности,
предусмотренной Федеральными законами "Об обороне", "О
безопасности" и Таможенным кодексом Российской Федерации.
В связи с тем
что деятельность в области безопасности может осуществляться только строго
определенным указанными законами кругом лиц, важным элементом является принадлежность
земельного участка соответствующему лицу на праве постоянного (бессрочного)
пользования.
Отнесение земельного участка к ограниченным или изъятым из оборота может быть
осуществлено при условии представления документов, подтверждающих как
юридическое, так и фактическое его использование для вышеуказанных целей.
Отсутствие документов, подтверждающих
отнесение налогоплательщика к предприятиям по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, не позволяет признать земельный участок исключенным или
ограниченным в обороте.
Также считаем целесообразным отметить,
что фактическое использование объектов недвижимости для иных целей, не
связанных с целями, позволяющими признать земельный участок исключенным или
ограниченным в обороте, является основанием для признания земельного участка
объектом налогообложения.
Одновременно обращаем внимание, что в
соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской
Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
05.06.2008 N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере земельных отношений, является Минэкономразвития России.
Таким образом, по
вопросам, связанным с отнесением земельных участков к ограниченным в обороте,
следует обращаться в Минэкономразвития России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
30.03.2010