Проблемная ситуация: Относятся ли
доходы от оказания юридических, консультационных и информационных услуг, услуг
по организации семинаров, международных конференций за рубежом, полученные
иностранными организациями, которые не связаны с их предпринимательской
деятельностью в РФ, к доходам иностранных организаций от источников в РФ,
подлежащим обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты в
соответствии со ст. 309 НК РФ?
Должны ли указанные выше организации
представлять ОАО документы, подтверждающие их местонахождение на территории
иностранных государств, с которыми у РФ заключены соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы?
Как российская организация, приобретающая
товары, иное имущество, работы, услуги у иностранных организаций на территории
РФ, может определить, что полученные доходы не приводят к образованию
постоянного представительства в РФ и данные доходы обложению налогом на прибыль
у источника выплаты не подлежат?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 марта 2010 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно исполнения
обязанности налогового агента по налогу на доходы иностранных организаций и
сообщает следующее.
Как следует из письма, иностранные
организации осуществляют юридические, консультационные и информационные услуги,
а также организацию семинаров, международных конференций за рубежом для
российской компании.
Согласно ст. 309 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы иностранных организаций от
источников в Российской Федерации, не связанные с осуществлением деятельности
на территории Российской Федерации через постоянное представительство, подлежат
налогообложению на территории Российской Федерации.
В связи с тем
что вышеуказанные услуги предоставляются российской организации на территории
иностранного государства, то доходы, получаемые иностранными организациями за
оказание таких услуг, не могут рассматриваться как доходы от источников в
Российской Федерации и соответственно подлежать обложению налогом на прибыль в
Российской Федерации (абз. 3 п. 2.1 разд. II
Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений
главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей
налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных
Приказом МНС России от 28.03.2002 N БГ-3-23/150).
Однако обращаем внимание, что в
соответствии со ст. 252 Кодекса расходы, произведенные российской организацией,
должны быть обоснованны и оценка их выражена в
денежной форме, а также они должны быть документально подтверждены и оформлены
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Что касается подтверждения иностранными
организациями постоянного местонахождения на территории иностранного
государства, с которым Российская Федерация имеет международный договор об избежании двойного налогообложения, то данное подтверждение
необходимо налоговому агенту для исполнения своих функций, предусмотренных ст.
ст. 310 и 312 Кодекса. В связи с тем что двойного
налогообложения в рассматриваемом случае не происходит, то представлять
указанное подтверждение иностранным организациям российской компании нет
необходимости.
В отношении доходов
иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства на территории
Российской Федерации, следует отметить, что согласно п. 2 ст. 309 Кодекса
доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного
имущества, кроме указанного в пп. 5 и 6 п. 1
настоящей статьи, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания
услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию
постоянного представительства в
Российской Федерации в соответствии со ст. 306 Кодекса, обложению налогом у
источника выплаты не подлежат.
Понятие "постоянное
представительство" в целях законодательства Российской Федерации о налогах
и сборах приводится в ст. 306 Кодекса, на основании положений которой
определяется статус иностранной организации, осуществляющей деятельность на
территории Российской Федерации. При этом следует учитывать нормы статьи
"Постоянное представительство" межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
31.03.2010