Проблемная ситуация: Организация в конце 2009 г.
привлекла денежные рублевые средства в результате размещения документарных
процентных неконвертируемых биржевых облигаций на предъявителя с обязательным
централизованным хранением (далее - биржевые облигации).
В соответствии с
решением о выпуске ценных бумаг, проспектом ценных бумаг, утвержденными
решением совета директоров организации и подписанными уполномоченным лицом
фондовой биржи, допустившей биржевые облигации к торгам в процессе их
размещения, а также принятыми на основании указанных документов решениями
эмитента о порядке размещения биржевых облигаций в форме конкурса по
определению ставки купона на первый купонный период и порядке определения
процентной ставки по второму, третьему, четвертому
купонным периодам биржевые облигации организации размещены на шесть купонных
периодов со сроком погашения в 1092-й день с даты начала
размещения.
Длительность каждого из купонных периодов
устанавливается равной 182 дням. Процентная ставка купона на первый купонный
период определена по результатам конкурса. Одновременно с утверждением даты
начала размещения биржевых облигаций эмитентом принято решение об установлении
процентных ставок купонов по второму, третьему, четвертому купонным периодам,
равных процентной ставке купона по первому купонному периоду. По пятому и
шестому купонным периодам процентные ставки купона до начала обращения биржевых
облигаций не определены. При этом указанным решением о
выпуске ценных бумаг и проспектом ценных бумаг предусмотрены обязанность
эмитента приобрести биржевые облигации по требованиям их владельцев, заявленным
в течение последних пяти дней четвертого купонного периода, и право эмитента
принять решение о досрочном погашении биржевых облигаций в дату окончания
четвертого купонного периода.
По мнению организации, выпуск биржевых
облигаций не содержит условие об изменении процентной ставки купона в течение
срока размещения биржевых облигаций.
Имеет ли право
организация в целях исчисления налога на прибыль на основании пп. 2 п. 1 ст. 265 и п. 1 ст. 269 НК РФ относить в состав
внереализационных расходов расходы в виде процентов по первому, второму,
третьему, четвертому купонным периодам биржевых облигаций с учетом предельной
величины процентов, равной увеличенной в 1,1 раза ставке рефинансирования Центрального
банка Российской Федерации, действовавшей на дату
привлечения денежных средств?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/227
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и
сообщает следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при
отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в
том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика
предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и
суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по
установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской
Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в
рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
В целях п. 1 ст. 269 НК РФ под ставкой
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается:
- в отношении долговых обязательств, не
содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока
действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств;
- в отношении прочих долговых
обязательств - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации,
действующая на дату признания расходов в виде процентов.
Таким образом, по долговым
обязательствам, не содержащим условие об изменении процентной ставки в течение
всего срока действия долгового обязательства, определять предельную величину
процентов, признаваемых расходом, необходимо исходя из ставки рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату привлечения
денежных средств.
Одновременно
сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской
Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от
23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если
законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения
организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий)
законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике
применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по
оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
02.04.2010