Проблемная ситуация: В страховой организации (ОАО)
отчисления в резерв предупредительных мероприятий производятся от поступивших
страховых брутто-премий в размерах, предусмотренных в структуре соответствующих
страховых тарифов, и в целях исчисления налога на прибыль не учитываются.
Финансирование предупредительных
мероприятий осуществляется на основе договоров, заключаемых с организациями или
физлицами (подрядчиками), которые проводят указанные мероприятия (выполняют
необходимые работы). При этом заказчиком работ по договорам может выступать как
ОАО, так и иная организация. ОАО оплачивает выполненные работы на основании
подтверждающих документов (решений о выделении средств на счет резерва
предупредительных мероприятий, договоров подряда, счетов, счетов-фактур, актов
выполненных работ).
Учитывая, что перечень расходов на
осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и
(или) реализацией, является открытым, вправе ли страховая организация учесть в
целях исчисления налога на прибыль расходы на предупредительные мероприятия,
которые проводятся в рамках добровольных видов страхования, в случае если
финансирование осуществляется на основе договоров с подрядчиками?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 апреля 2010 г. N 03-03-06/3/7
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и
сообщает следующее.
Согласно пп. 1
п. 2 ст. 294 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к расходам
страховых организаций относятся суммы отчислений в страховые резервы (с учетом
изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании
законодательства о страховании в порядке, утвержденном Министерством финансов
Российской Федерации.
Пунктом 6 ст. 26 Закона Российской
Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в
Российской Федерации" (далее - Закон) предусмотрено, что страховая
организация вправе формировать фонд предупредительных мероприятий (ФПМ) в целях
финансирования мероприятий по предупреждению наступления страховых случаев.
По своей природе и экономической сути ФПМ
не является страховым резервом, то есть не имеет отношения к обязательствам
страховщика по исполнению договоров страхования, и его формирование носит
добровольный характер. Средства ФПМ используются для финансирования
мероприятий, направленных на уменьшение вероятности наступления страхового
события (несчастного случая, утраты или повреждения застрахованного имущества)
и снижение наносимого застрахованному объекту ущерба. Расходы на формирование
ФПМ не учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль
организаций.
Учитывая изложенное, страховая
организация вправе самостоятельно определять порядок формирования и
использования ФПМ (в том числе цель его образования, контроль
за его использованием) на основании разработанного ею документа,
предварительно установив конкретное должностное лицо или орган страховой
организации, к компетенции которых относится утверждение порядка формирования и
использования ФПМ.
Обязательством страховщика по исполнению
договора страхования является осуществление страховых выплат при наступлении
предусмотренного в договоре события (страхового случая) из страховых фондов
страховщика, которые сформированы им из уплаченных страховых премий (страховых
взносов), а также за счет иных средств страховщика.
Следовательно, страховщик в первую очередь должен осуществлять страховые
выплаты страхователям, застрахованным лицам, выгодоприобретателям.
Проведение мероприятий, направленных на
снижение степени риска, поддержку уровня соответствующей безопасности, иных
превентивных мер является обязанностью страхователя, а не страховщика.
Таким образом, расходы на финансирование
предупредительных мероприятий не учитываются в составе расходов для целей
налогообложения прибыли организаций.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
02.04.2010