Текст письма опубликован
"Официальные документы"
(приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2010, N 17
Проблемная ситуация: Федеральным законом от 17.12.2009
N 318-ФЗ гл. 21 НК РФ дополнена новыми положениями, предусматривающими
заявительный порядок возмещения НДС. Согласно новому правилу, предусмотренному
ст. 176.1 НК РФ, сумма налога, заявленная к возмещению в налоговой декларации
(положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой исчисленного
налога), может быть возмещена налогоплательщику до завершения налоговыми
органами камеральной налоговой проверки. При этом налоговым
органам предоставлено право в случае наличия у налогоплательщика на момент
вынесения решения о возмещении НДС в заявительном порядке недоимки по налогам,
а также задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам самостоятельно
производить зачет заявленной к возмещению суммы налога в счет погашения
указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
Какая задолженность налогоплательщика в
данном случае будет признаваться недоимкой по налогам и задолженностью по пеням
и штрафам? Признаются ли недоимкой по налогам и (или) задолженностью
по пеням и штрафам суммы налогов, пеней и штрафов, начисленные
налогоплательщику по результатам выездной (камеральной) проверки, в отношении
которых приняты обеспечительные меры, в частности, приостановлено исполнение
оспариваемого акта налогового органа на основании решения арбитражного суда?
Каков порядок расчета процентов на
подлежащие возврату налогоплательщиком суммы налога, предусмотренные п. 17 ст.
176.1 НК РФ, в случае вынесения решения по результатам камеральной налоговой
проверки об отмене решения о возврате (полностью или частично) суммы налога,
заявленной к возмещению в заявительном порядке? Верно ли, что проценты должны
рассчитываться по формуле:
Проценты = Сумм x
(Ставка реф. ЦБ x Дн. / 365 (366)),
где Сумм - сумма, подлежащая возврату
налогоплательщиком в случае вынесения налоговым органом по результатам проверки
решения об отмене решения о возврате (полностью или частично) сумм налога,
заявленных к возмещению в заявительном порядке;
Ставка реф. ЦБ
- ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
Дн. - количество дней в период пользования бюджетными средствами.
Начисляются ли помимо процентов,
указанных в п. 17 ст. 176.1 НК РФ, пени на сумму налога, не подлежащую
возмещению по результатам камеральной налоговой проверки за период пользования
бюджетными средствами?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 апреля 2010 г. N 03-07-08/95
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо о применении отдельных
положений ст. 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации о заявительном
порядке возмещения налога на добавленную стоимость и сообщает следующее.
Статьей 176.1 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен заявительный порядок
возмещения налога на добавленную стоимость. Согласно данному порядку
налогоплательщикам, у которых по итогам налогового периода сумма налоговых
вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым
объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, предоставлено право начиная с представления деклараций за I квартал 2010
г. возмещать указанную разницу до завершения камеральной проверки налоговой
декларации.
Пунктом 9 указанной
ст. 176.1 Кодекса предусмотрено, что при наличии у налогоплательщика недоимки
по налогу на добавленную стоимость, иным налогам, задолженности по
соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в
случаях, предусмотренных Кодексом, налоговым органом на основании решения о
зачете суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в
заявительном порядке производится самостоятельно зачет суммы налога, заявленной
к возмещению, в заявительном порядке в
счет погашения указанной недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса
недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в
установленный законодательством о налогах и сборах срок. При этом за каждый
день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора на основании
положений ст. 75 Кодекса начисляются пени, а за совершение налогового
правонарушения в случаях, установленных Кодексом, взыскиваются штрафы.
Пунктом 8 ст. 101 Кодекса установлено,
что размер выявленной недоимки и сумма соответствующих пеней, а также
подлежащий уплате штраф указываются в решении о привлечении либо об отказе в
привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании
положений п. 9 ст. 101 и п. 1 ст. 101.3 Кодекса решение о привлечении либо об
отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
подлежит исполнению со дня его вступления в силу, то есть по истечении 10 дней
со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении
которого оно было вынесено, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке.
В случае неуплаты или неполной уплаты
налога (пеней, штрафов) в установленный срок обязанность организации по уплате
налога (пеней, штрафов) исполняется в принудительном порядке, предусмотренном
ст. ст. 46 и 47 Кодекса.
Пунктом 3 ст. 138 Кодекса предусмотрено,
что в случае обжалования актов налоговых органов в суд по заявлению
налогоплательщика исполнение обжалуемых актов может быть приостановлено судом в
порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 и 5 ст. 96
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры
сохраняют свое действие соответственно до фактического исполнения судебного
акта, которым закончено рассмотрение дела по существу, и до вступления в
законную силу соответствующего судебного акта.
Согласно п. 4 Информационного письма
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83
под приостановлением действий ненормативного правового акта, решения понимается
не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры
суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным
актом, решением.
Таким образом, принятие судом
обеспечительных мер не означает признание обязанности налогоплательщика по
уплате соответствующих налогов (пеней, штрафов) исполненной и отсутствие
недоимки по налогам и (или) задолженности по пеням и штрафам, но
приостанавливает действия налоговых органов по их взысканию.
Учитывая изложенное,
зачет суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в
заявительном порядке в счет недоимки и задолженности по пеням и штрафам, по
которым судебными органами принята обеспечительная мера в виде приостановления
исполнения соответствующих актов налоговых органов, не производится.
На основании положений ст. 176.1 Кодекса
в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе
камеральной проверки сумма налога на добавленную стоимость, возмещенная
налогоплательщику в заявительном порядке, подлежит возврату в части суммы
налога, не подлежащей возмещению по результатам указанной проверки. При этом в
соответствии с п. 17 данной статьи Кодекса на сумму налога, подлежащую возврату
налогоплательщиком, начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной
двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации
(далее - Банк России), действовавшей в период пользования указанными бюджетными
средствами.
Учитывая, что ст. 176.1 Кодекса не
предусмотрен особый порядок расчета ставки рефинансирования Банка России, при
расчете указанных процентов число дней в году принимается равным 365 (366)
дням.
Таким образом, сумма процентов, подлежащая
уплате в бюджет, исчисляется как произведение суммы налога на добавленную
стоимость, подлежащей возврату налогоплательщиком, двойной ставки
рефинансирования Банка России, деленной на количество дней в году (365 или
366), и количества дней пользования бюджетными средствами.
В случае если в период пользования
бюджетными средствами действовали разные ставки рефинансирования Банка России,
расчет процентов в вышеуказанном порядке осуществляется отдельно по каждой
ставке рефинансирования Банка России и полученные суммы складываются.
Что касается вопроса о пенях на сумму
налога на добавленную стоимость, возмещенную налогоплательщику в заявительном
порядке и подлежащую возврату налогоплательщиком по результатам камеральной
проверки, то нормами Кодекса их начисление не предусмотрено.
Одновременно отмечаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
05.04.2010