Проблемная ситуация: Государственный комитет по
предпринимательству и торговле Республики Башкортостан предоставил
индивидуальному предпринимателю субсидию согласно договору о субсидировании
затрат, связанных с реализацией программ энергосбережения и присоединения к объектам
электросетевого хозяйства.
В соответствии с п.
1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН с объектом
налогообложения как "доходы", так "доходы, уменьшенные на
величину расходов", при определении объекта налогообложения учитывают
доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, а также
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. При этом налогоплательщики, которые применяют УСН с объектом
налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", в
соответствии со ст. 346.16 НК РФ уменьшают сумму доходов на сумму документально
подтвержденных расходов.
То есть при остальных равных условиях
налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы,
уменьшенные на величину расходов", при получении субсидии и учете данной
субсидии в составе доходов имеет право уменьшить свои доходы на сумму
произведенных расходов (т.е. практически налоговая база равна нулю), и сумма
налога к уплате равна нулю.
В то же время если сумму субсидии
включает в доход налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения
"доходы", то вся сумма полученной субсидии подпадает под
налогообложение. В результате ущемляются интересы предпринимателя, применяющего
УСН с объектом налогообложения "доходы", по сравнению с
предпринимателем, применяющим УСН с объектом "доходы, уменьшенные на
величину расходов".
И фактически получается, что данный
предприниматель может использовать только часть субсидии (т.е. сумму субсидии
за минусом суммы налога (6%) от суммы субсидии) в отличие от плательщика,
применяющего УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на
величину расходов".
Признается ли для целей исчисления
налога, уплачиваемого при применении УСН, доходом полученная субсидия, если
индивидуальный предприниматель является плательщиком УСН с объектом
налогообложения "доходы"?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 апреля 2010 г. N 03-11-11/91
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной
системы налогообложения в связи с получением субсидий из бюджета и на основании
информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении
объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему
налогообложения, учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии
со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со
ст. 250 Кодекса.
При определении объекта налогообложения
не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.
Перечень средств, признаваемых средствами
целевого финансирования, которые не учитываются при определении объекта
налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему
налогообложения, установлен пп. 14 п. 1 и п. 2 ст.
251 Кодекса.
Согласно пп. 14
п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в
виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.
При этом к средствам целевого финансирования
относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по
назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого
финансирования или федеральными законами, в том числе в виде бюджетных
ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий
автономным учреждениям.
В соответствии с п. 2 указанной статьи
Кодекса при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления
(за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), в том числе
целевые поступления из бюджета.
На основании ст. 6
Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств
(получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной
власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным
фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся
в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное
учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств
за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетное
учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое
обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию
государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в
соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет
средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (документа,
устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты
бюджетных обязательств бюджетного учреждения).
Доходы организаций, не соответствующие
перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений),
учитываются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в
порядке, предусмотренном гл. 26.2 Кодекса.
Таким образом, средства, полученные
индивидуальным предпринимателем от Государственного комитета по
предпринимательству и торговле Республики Башкортостан на основании договора о
субсидировании затрат, связанных с реализацией, признаются доходом и подлежат
налогообложению в целях применения упрощенной системы налогообложения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
06.04.2010