Проблемная ситуация: О порядке налогообложения налогом
на прибыль доходов иностранной компании - резидента Нидерландов, возникающих в
результате добровольного уменьшения уставного капитала ООО.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 апреля 2010 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики в связи с запросом о порядке налогообложения
доходов иностранной компании - резидента Нидерландов, возникающих в результате
добровольного уменьшения уставного капитала общества, сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона
от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
общество вправе, а в случаях, предусмотренных указанных Федеральным законом,
обязано уменьшить свой уставный капитал.
Перечень доходов, не учитываемых для
целей налогообложения прибыли организаций, определен ст. 251 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) исчерпывающим образом.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы
не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в
пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества
(его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного
общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого
хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
Вышеуказанное положение относится к
доходам, полученным участником только в связи с выходом (выбытием) из
хозяйственного общества или товарищества либо в связи с распределением
имущества ликвидируемого хозяйственного общества.
По нашему мнению, в случае добровольного
уменьшения организацией уставного капитала у участника такой организации,
получающего соответствующее имущество, возникает доход, учитываемый для целей
налогообложения прибыли организаций.
В случае если налогоплательщик является
иностранной организацией и не осуществляет свою деятельность через постоянное
представительство в Российской Федерации, то в соответствии со ст. 247 Кодекса
объектом налогообложения по налогу на прибыль признаются доходы, полученные от
источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст.
309 Кодекса.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 309 Кодекса доходы, получаемые в результате
распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества
организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с
учетом положений п. п. 1 и 2 ст. 43 Кодекса), относятся к доходам иностранной
организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом,
удерживаемым у источника выплаты доходов.
В то же время в
соответствии со ст. 7 Кодекса если международным договором Российской
Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов,
установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в
соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то
применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Согласно ст. 21
"Другие доходы" Соглашения между Правительством Российской Федерации
и Правительством Королевства Нидерландов об избежании
двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в
отношении налогов на доходы и имущество от 16.12.1996 (далее - Соглашение) виды
доходов резидента одного государства, независимо от источника их возникновения,
о которых не говорится в предыдущих статьях Соглашения, подлежат
налогообложению только в этом государстве.
В то же время в
случае выплаты нидерландской компании доходов в части, превышающей ее вложение
в уставный капитал общества, которые выплачиваются из фондов, сформированных из
накопленной нераспределенной прибыли самого общества, такие доходы, по нашему
мнению, следует рассматривать как дивиденды, налогообложение которых
осуществляется в Российской Федерации в соответствии с положениями ст. 10
"Дивиденды" вышеуказанного Соглашения.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
07.04.2010