Проблемная ситуация: О порядке налогообложения НДС и
налогом на прибыль компенсационных платежей, выплачиваемых российским банком
иностранной компании - исполнителю на покрытие отдельных затрат этой компании
сверх цены договора на осуществление работ по разработке программ для ЭВМ.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 апреля 2010 г. N 03-03-06/2/70
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и дополнительно представленную
информацию по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на
прибыль организаций в отношении компенсационных платежей, выплачиваемых
российским банком иностранной компании на покрытие отдельных затрат этой
компании-исполнителя сверх цены договора, и сообщает следующее.
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской
Федерации установлено, что гражданское законодательство основывается на
признании свободы договора. Граждане (физические лица) и юридические лица
свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в
определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с пп.
1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции
по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации
работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст.
148 Кодекса. Так, согласно пп. 4 п. 1 данной статьи
Кодекса местом реализации работ по разработке программ для ЭВМ признается
территория Российской Федерации, если покупатель работ осуществляет
деятельность на территории Российской Федерации. Поэтому местом реализации
работ по разработке программ для ЭВМ, оказываемых российской организации иностранной
компанией, признается территория Российской Федерации и, соответственно, данные
работы облагаются налогом на добавленную стоимость на территории Российской
Федерации.
В соответствии со ст. 161 Кодекса при
реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых
органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория
Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается
в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы,
услуги) у иностранного лица. При этом налоговая база по налогу на добавленную
стоимость определяется налоговым агентом как сумма дохода от реализации товаров
(работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость. При определении
налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, связанные с расчетами
по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, т.е. налоговая база увеличивается на суммы, каким-либо образом связанные с
оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Согласно положениям п. 1 ст. 252 Кодекса
в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265
Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором). Расходами
признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
Следует отметить, что обоснованность
расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом
обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить
экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной
экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом
законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не
регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности,
обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы,
не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической
деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик
осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и
единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом обязанность
осуществления проверки экономической обоснованности произведенных
налогоплательщиком расходов возложена на налоговые органы.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
09.04.2010