Проблемная ситуация: В силу п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанные налоговым агентом из дохода
налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по
представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.
На основании п. 3 ст. 220 НК РФ
имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2
п. 1 ст. 220 НК РФ, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания
налогового периода при его обращении к работодателю (налоговому агенту) при
условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет
налоговым органом.
Однако ст. 231 НК РФ особый порядок
зачета или возврата налоговым агентом сумм излишне удержанного НДФЛ не
установлен.
В соответствии с
Письмом Минфина России от 14.01.2009 N 03-04-05-01/5 исходя из положений ст. 78
НК РФ возврат излишне удержанной налоговым агентом суммы налога может быть
произведен налогоплательщику налоговым агентом на основании заявления
физического лица, поданного налоговому агенту, и налоговому агенту налоговым
органом на основании соответствующего заявления налогового агента о возврате
(зачете), поданного в налоговый орган.
В целях возврата физическим лицам излишне
удержанных сумм НДФЛ ОАО обратилось в налоговые органы с заявлениями о возврате
излишне перечисленных сумм НДФЛ на расчетный счет ОАО.
Налоговыми органами в возврате отказано.
Каков порядок применения и реализации п.
3 ст. 220 и п. 1 ст. 231 НК РФ? За счет каких средств
налоговый агент должен возвращать налогоплательщику, подтвердившему право на имущественный
налоговый вычет, излишне удержанные суммы НДФЛ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 апреля 2010 г. N 03-04-06/9-72
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО по вопросу возврата излишне
удержанных налоговым агентом сумм налога на доходы физических лиц и в
соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) разъясняет следующее.
Из письма следует, что в ОАО обратились
его работники за получением имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, с представлением уведомлений
налогового органа о подтверждении права на получение данного вычета.
Одновременно указанные работники
обратились в ОАО за возвратом налога на доходы физических лиц, удержанного с
них до направления ими в ОАО вышеуказанных обращений.
В соответствии с п. 3 ст. 220 Кодекса
имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2
п. 1 данной статьи, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания
налогового периода при его обращении к работодателю при условии подтверждения
налоговым органом права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет.
В случае если после представления
налогоплательщиком работодателю заявления о получении имущественного налогового
вычета и соответствующего подтверждения, выданного налоговым органом,
работодатель - налоговый агент неправомерно удержал налог без учета данного
имущественного налогового вычета, сумма излишне удержанного после получения
заявления налога подлежит возврату налогоплательщику в соответствии со ст. 231
Кодекса.
При этом возврат налогоплательщику сумм
излишне удержанного налога на доходы физических лиц за счет уменьшения
подлежащих перечислению сумм налога с доходов, полученных от данного налогового
агента иными физическими лицами, Кодексом не предусмотрен.
Суммы налога, удержанные налоговым
агентом в установленном порядке до получения им обращения налогоплательщика о
предоставлении имущественного налогового вычета и соответствующего
подтверждения налогового органа, не являются "излишне удержанными" и,
соответственно, под действие ст. 231 Кодекса не подпадают.
В случае если по
итогам налогового периода сумма дохода налогоплательщика, полученного у
налогового агента, оказалась меньше суммы имущественного налогового вычета,
определенной в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220
Кодекса, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового
вычета при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по
окончании налогового периода.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
12.04.2010