Проблемная ситуация: Минфином России в Письме от
28.09.2009 N 03-03-06/1/624 было высказано мнение о планируемой работе по
проведению сближения бухгалтерского и налогового учета в части учета курсовых
разниц, в том числе в части переоценки сумм авансов.
Федеральным законом от 25.11.2009 N
281-ФЗ были внесены изменения в п. 11 ст. 250 и пп. 5
п. 1 ст. 265 НК РФ: с 01.01.2010 не производится переоценка авансов, выданных
(полученных) в валюте, в связи с изменением курса валюты.
В соответствии с п. 8 ст. 271 НК РФ и п.
10 ст. 272 НК РФ доходы (расходы) для целей налогообложения пересчитываются в
рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания
соответствующего дохода (расхода). Обязательства и
требования, выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных
ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком
России на дату перехода права собственности по операциям с указанным
имуществом, прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на
последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что
произошло раньше.
Правомерно ли при применении метода
начисления доходы, расходы, а также стоимость товаров (работ, услуг),
имущественных прав, оплаченных в порядке предварительной оплаты в иностранной
валюте, при исчислении налога на прибыль определять по курсу Банка России,
действующему на дату перечисления суммы аванса (в части, приходящейся на аванс
или задаток)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/253
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу проведения переоценки
авансов, выданных (полученных) в валюте, в целях налогообложения прибыли и
сообщает следующее.
Федеральным законом
от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2010, внесены изменения в
п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ), касающиеся отмены переоценки полученных и
выданных авансов, выраженных в иностранной валюте.
Так, на основании
п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе
доходов (расходов) налогоплательщиков для целей налогообложения прибыли
организаций учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы,
возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением
ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств),
стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов
выданных (полученных)), в том
числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального
курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного
Центральным банком Российской Федерации.
Согласно п. 10 ст. 272 НК РФ расходы,
выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в
рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской
Федерации на дату признания соответствующего расхода. Обязательства
и требования, выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных
ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному
Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности
при совершении операций с таким имуществом, прекращения (исполнения)
обязательств и требований и (или) на последнее число отчетного (налогового)
периода в зависимости от того, что произошло раньше.
Учитывая изложенное, считаем, что
стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, оплаченных в иностранной
валюте путем предварительной и последующей оплаты, может определяться по курсу
Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату перечисления
аванса, - в части, приходящейся на предварительную оплату, и на дату перехода
права собственности - в части последующей оплаты.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
12.04.2010