Проблемная ситуация: О порядке налогообложения налогом
на прибыль неконвертируемых процентных документарных облигаций, выпущенных
международной организацией - Евразийским банком развития.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 апреля 2010 г. N 03-08-05/1
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения
неконвертируемых процентных документарных облигаций, выпущенных международной
организацией - Евразийским банком развития (далее - Банк), и сообщает
следующее.
В соответствии со
ст. 816 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 2 Закона N 39-ФЗ
"О рынке ценных бумаг" владелец (держатель) облигации (являющейся
разновидностью заемной ценной бумаги) имеет право на получение от эмитента
облигации в предусмотренный срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней
процента либо иные имущественные права, предусмотренные облигацией и не
противоречащие законодательству Российской Федерации. Таким образом, суммы процентного дохода по облигациям выплачиваются в
результате отношений, возникающих между эмитентами облигаций и их владельцами.
Принимая во внимание вышеизложенное, а
также в соответствии со ст. ст. 11, 24, 226, 310 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) при исполнении обязательств по выплате сумм
процентного дохода по облигациям источником выплаты (налоговым агентом)
признается эмитент облигаций.
Статьей 7 Кодекса установлен приоритет
норм международного договора Российской Федерации, содержащего положения,
касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса.
В соответствии с п.
1 ст. 9 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Евразийским
банком развития об условиях пребывания Евразийского банка развития на
территории российской Федерации от 07.10.2008 (Соглашение) Банк, его доходы,
имущество и другие активы, а также его операции и сделки, осуществляемые в
соответствии с Уставом на территории государств - участников Банка,
освобождаются от любых налогов, сборов, пошлин и других платежей, за исключением тех, которые представляют собой плату за
конкретные виды обслуживания.
Пунктом 4 ст. 9 Соглашения никакие
обязательства или ценные бумаги, выпущенные Банком, а также дивиденды или
проценты на них независимо от того, кто является их держателем, не облагаются в
Российской Федерации налогами:
а) которые являются дискриминационными в
отношении таких обязательств или ценных бумаг только в силу того, что они
выпущены Банком;
б) если единственным юридическим
основанием для такого налогообложения являются место выпуска указанных
обязательств или ценных бумаг, валюта, в которой они выпущены, подлежат оплате
или оплачиваются, местонахождение какого-либо учреждения или места
деятельности, принадлежащего Банку.
Согласно п. 2 ст. 9 Соглашения Банк также
освобождается от любых обязательств по уплате, удержанию или взиманию любых
налогов.
Исходя из вышеизложенного при выплате
Банком процентного (купонного) дохода по своим облигациям предусмотренные
действующим законодательством Российской Федерации функции налогового агента
Банком не осуществляются. Обязательства по уплате налога несут непосредственно
налогоплательщики - владельцы облигаций, поскольку в соответствии с положениями
международного договора, участником которого является Российская Федерация,
Банк освобождается от любых обязательств по уплате, удержанию или взиманию
любых налогов в Российской Федерации.
Однако в соответствии со ст. 44 Кодекса
обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии
оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и
сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на
налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о
налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Статьей 45 Кодекса предусмотрено, что
налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога,
если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Учитывая, что п. 3
ст. 309 Кодекса установлено основание для возникновения обязанности по уплате
налога с дохода в виде процентов, получаемого нерезидентами - владельцами
облигаций, а также принимая во внимание, что в силу ст. 7 Кодекса и ст. 9
Соглашения не предусмотрено возможности выступления Банком в качестве налогового
агента, в соответствии со ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога
возлагается на налогоплательщика,
то есть иностранных лиц - владельцев облигаций, получающих по ним процентный
доход.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
с п. 1 ст. 26 налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых
законодательством о налогах и сборах через уполномоченного представителя, если
иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 29 Кодекса уполномоченным
представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо,
уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с
налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений,
регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Уполномоченный представитель
налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании
доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством
Российской Федерации.
Уполномоченный представитель
налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании
нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к
нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации.
Таким образом, в
соответствии со ст. ст. 26 и 29 Кодекса для упрощения процедуры исполнения
обязанностей по уплате налогов на территории Российской Федерации российская
организация - профессиональный участник рынка ценных бумаг, перечисляющая
процентный доход по облигациям Банка клиенту-нерезиденту и состоящая на учете в
налоговых органах Российской Федерации, может выступать уполномоченным
представителем данных иностранных лиц, получающих процентный доход по
облигациям Банка.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
14.04.2010