Проблемная ситуация: О порядке учета
в целях исчисления налога на прибыль расходов российской организации в виде
процентов по контролируемой задолженности в случае получения займа от
немецкой аффилированной компании.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 апреля 2010 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета
расходов в виде процентов по контролируемой задолженности и сообщает следующее.
Как следует из запроса, российская
организация имеет контролируемую задолженность по договору займа, согласно условиям которого выплата суммы основного долга и процентов
осуществляется по окончании срока займа, то есть по истечении 3 лет.
Пунктом 2 ст. 269 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен порядок налогообложения
прибыли при выплате процентов по долговому обязательству, задолженность по
которому признается контролируемой задолженностью в соответствии с указанным
пунктом.
В соответствии с п. 8 ст. 272 Кодекса по
договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится
более чем на один отчетный период, в целях гл. 25 Кодекса расход признается
осуществленным и включается в состав внереализационных расходов на конец
соответствующего отчетного периода.
Статьей 274 Кодекса предусмотрено, что
при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению,
определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
В соответствии со ст. 285 Кодекса отчетными
периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев
календарного года. Налоговым периодом по налогу признается календарный год.
В связи с этим, в
случае если задолженность по долговому обязательству, признаваемая на конец
отчетного периода (например, I квартала) контролируемой, по окончании другого
отчетного периода (например, I полугодия) перестала соответствовать критериям
контролируемой задолженности, пересчет расходов в виде процентов за тот период,
в котором такая задолженность признавалась контролируемой (в рассматриваемом
примере - в I квартале), не производится.
Сумма расходов в
виде процентов при определении налоговой базы за полугодие в данном примере
будет определяться как величина расходов в виде процентов, начисленных по
контролируемой задолженности за первый квартал и признаваемых для целей
налогообложения прибыли с учетом положений п. 2 ст. 269 Кодекса, увеличенная на
сумму расходов в виде процентов, начисленных за второй квартал, рассчитанную в
соответствии с п. 1 ст. 269 Кодекса,
при условии, что во втором квартале данная задолженность перестала признаваться
контролируемой.
Относительно применения положений
Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на
доходы и имущество от 29.05.1996 (далее - Соглашение) и Протокола о внесении
изменений в Соглашение от 29.05.1996, являющегося неотъемлемой частью
Соглашения, сообщаем следующее.
Пунктом 3 Протокола к Соглашению
установлено, что расходы предприятия в виде процентов по долговым
обязательствам любого вида, независимо от природы кредита и займа, подлежат
прямому, неограниченному вычету из налогооблагаемой прибыли.
При этом определено, что вычет процентов
не может превышать сумм, которые согласовывались бы независимыми предприятиями
при сопоставимых условиях.
По нашему мнению, это означает, что любое
Договаривающееся Государство вышеуказанного Соглашения имеет право применять в
отношении выплачиваемых процентов правила "недостаточной капитализации",
содержащиеся в национальном законодательстве, в отношении взаимозависимых
предприятий.
В связи с этим в случае получения займа
от немецкой аффилированной компании после переквалификации части процентов,
выплачиваемых этой компании в соответствии с положениями п. п. 2 - 4 ст. 269
Кодекса, оставшаяся часть процентов подлежит неограниченному вычету, несмотря
на то что п. 1 ст. 269 Кодекса установлены ограничения
в отношении вычета таких процентов для российских организаций.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
14.04.2010