Вопрос: Об образовании постоянного представительства американской компании
в РФ в связи с осуществлением ее московским представительством деятельности по
сбору информации, подготовке и редактированию материалов (статей),
направляемых в головной офис компании, которые впоследствии распространяются
клиентам компании на возмездной основе, а также о порядке исчисления налога на
прибыль данным представительством.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 апреля 2010 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросу образования
постоянного представительства иностранной организации, осуществляющей
деятельность на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.
Наличие постоянного представительства
иностранной организации в Российской Федерации определяется исходя из положений
ст. 306 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Если иностранная организация является
лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у
Российской Федерации существует действующее соглашение (договор) об избежании двойного налогообложения, то при определении
наличия постоянного представительства приоритет имеют положения
соответствующего международного договора на основании ст. 7 Кодекса.
В соответствии с российским
законодательством о налогах и сборах и положениями межправительственных
соглашений (договоров) об избежании двойного
налогообложения постоянное представительство считается образованным при
выполнении следующих условий: иностранная организация имеет постоянное место
деятельности, осуществляет на территории Российской Федерации
предпринимательскую деятельность и данная деятельность носит регулярный
характер.
По нашему мнению,
деятельность московского представительства американской компаний по сбору
информации, подготовке и редактированию материалов (статей), направляемых в
головной офис компании, которые впоследствии распространяются клиентам компании
на возмездной основе, следует признать не как вспомогательную или подготовительную
деятельность, а как часть основной деятельности данной американской компании
(такой подход по определению вспомогательной деятельности подтверждается пп. 2.3.2 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом
МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150 (далее -
Методические рекомендации).
По нашему мнению, это означает, что
американской компанией образовано постоянное представительство на территории
Российской Федерации, деятельность которого подлежит налогообложению на
основании ст. 6 Договора между Российской Федерации и Соединенными Штатами
Америки об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и
капитал от 17.06.1992. На основании данной статьи прибыль лица с постоянным
местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве облагается налогом только
в этом Государстве, если только это лицо с постоянным местопребыванием не
осуществляет или не осуществляло коммерческую деятельность в другом
Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное
представительство. Если лицо с постоянным местопребыванием осуществляет или
осуществляло коммерческую деятельность, как указано выше, прибыль лица с
постоянным местопребыванием может облагаться налогом в другом Государстве, но
только в той части, которая относится к имуществу или к деятельности такого
постоянного представительства.
Пунктом 2.2.1 вышеуказанных Методических
рекомендаций обобщены критерии и признаки наличия постоянного
представительства, которые установлены в ст. 306 Кодекса, а именно:
- наличие обособленного подразделения или
любого иного места деятельности иностранной организации в России;
- осуществление иностранной организацией
предпринимательской деятельности через такое обособленное подразделение;
- ведение такой деятельности на
регулярной основе.
В Методических рекомендациях указано, что
деятельность иностранной организации может быть признана постоянным
представительством при наличии всех трех его признаков, а не на основе
какого-либо из них отдельно взятого. При этом предусматривается возможность
установления критерия "регулярная деятельность" на основе анализа
фактического осуществления деятельности самой иностранной организации или иных
организаций или физических лиц в пользу иностранной организации в каждом конкретном
случае.
В соответствии с п. 3.2 Методических
рекомендаций все доходы определяются на основании первичных документов и
документов налогового учета. В целях взимания налога на
прибыль доход иностранной организации, осуществляющей деятельность через
постоянное представительство в Российской Федерации, определяется исходя из
всех поступлений, если такие поступления связаны с расчетами за реализованные
товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права, относящиеся к
этому постоянному представительству, независимо от того, выражены они в
денежной или натуральной форме. При этом не имеет значения, через какие
счета иностранной организации (в России или за рубежом) производятся расчеты,
связанные с осуществлением деятельности иностранной организации через
постоянное представительство в Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.1.1 Методических
рекомендаций к доходам постоянного представительства относятся только доходы,
связанные с осуществлением деятельности этим постоянным представительством. В
таких случаях доход, распределяемый головным офисом своему отделению в
Российской Федерации, исчисляется на основе принятой и закрепленной в
документах головного офиса методики распределения мирового
дохода головной организации между ее иностранными подразделениями
(например, в распоряжении об утвержденной политике). В
зависимости от того, какие показатели заложены головным офисом иностранной
организации в методике распределения доходов, для исчисления доли дохода
российского отделения организации должны быть также представлены документы или
выписки из них, подписанные руководителем головного офиса, подтверждающие эти
конкретные показатели.
На основании вышеизложенного считаем, что
деятельность американской компании через расположенное в России московское
представительство привела к образованию постоянного представительства
американской компании в Российской Федерации и к обязанности по уплате
российского налога на прибыль организаций. При этом расчет соответствующей
налоговой базы должен осуществляться московским представительством
самостоятельно в соответствии с принципами учетной политики, принятой головным
офисом компании для расчета налога на прибыль ее зарубежных подразделений.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
14.04.2010